Вопрос. Профессиональные функции педагога, особенности его профессии.
Профессиональные функции — это те, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов деятельности.
Они касаются отношений с детьми (воспитанниками) и их родителями, с коллегами (учителями) и с администрацией школы, отделов образования, с представителями общественности и с разными другими, помимо школы, воспитательными учреждениями
Остановимся на краткой характеристике в разных видах педагогической деятельности профессиональных функцийпедагога.
1.Воспитательная функция.Она основная, постоянная по времени, непрерывная как процесс и самая широкая по охвату людей. Она никогда не прекращается, относится ко всем возрастным группам людей и происходит решительно повсюду.
2. Обучающая функция.Обучение как раздел учебного процесса относится к сфере деятельности профессионального педагога. И в то же время обучение представляет собой главное средство воспитания.Обучая, учитель развивает у учащегося главным образом интеллектуальные и познавательные способности, а также формирует у него нравственное и правовое сознание, эстетические чувства, экологическую культуру, трудолюбие, духовный мир.
3. Коммуникативная функция.Педагогическая деятельность немыслима без общения. Педагог именно благодаря общению, в процессе общения воздействует на воспитанников, координирует свои действия с коллегами, родителями учащихся, ведет всю учебно-воспитательную работу. коммуникативная функция - профессионально-педагогическая.
4. Организаторская функция.Профессиональный педагог имеет дело с разными группами воспитанников, со своими коллегами, родителями учащихся, с общественностью. Ему приходится согласовывать действия разного характера и каждому участнику найти его место, чтобы наилучшим образом проявилисьего способности Хорошая организация воспитательного дела обеспечивает и высокий результат. Организаторская функция - профессионально-педагогическая.
5. Коррекционная функциясвязана с тем, что педагог постоянно отслеживает, диагностирует ход учебно-воспитательного процесса, оценивает промежуточные результаты. Если на основе диагностики не корректировать учебно-воспитательный процесс, то его результат окажется непредсказуемым.
Остается сказать, что профессиональные функции педагога только условно могут быть рассмотрены раздельно, а на самом деле они взаимосвязаны.
4 вопрос. Педагогическая компетенция и её составляющие.
1. Коммуникативная | Уровень организации педагогического процесса, педагогического общения; уровень коммуникативной культуры; речевая культура | Работа над собственным имиджем (стилем) педагога, участие в работе профессиональных педагогических формирований (творческих групп, команд), участие в массовых мероприятиях для родительской, педагогической общественности и социума, разрешение конфликтных ситуаций; изучение (совершенствование) информационно-коммуникационной компетенции изучение (совершенствование) иностранного языка; формирование толерантности | |
2. Психолого-педагогическая | Знание объекта педагогической деятельности и владение, т.е. использование этого знания в повседневной педагогической практике , важное место в которой традиционно занимает предметно-урочная деятельность | Посещение психологических семинаров и практикумов, совместная работа с психологом, психолого-педагогическая диагностика, изучение психологической литературы, курсовая подготовка или профессиональная переподготовка по психологии… | |
3. Методическая | Знание и владение передовыми продуктивными педагогическими технологиями; знание законов и принципов дидактики; умения целее полегания и построения образовательного процесса | Разработка и коррекция учебно-тематических планов и программ, методических рекомендаций и дидактических материалов, контрольно-измерительных материалов, формирования компетенций, изучение методической литературы и передового педагогического опыта (в т.ч. через посещение открытых уроков других педагогов), обобщение собственного педагогического опыта в различных формах (мастер-класс, открытый урок, портфолио, тематическом «круглом столе», городских, краевых, региональных или федеральных мероприятиях) | |
4. Предметная | Владение современным содержанием образования, его актуализация, обновление, научно-теоретическое осмысление. | Изучение литературы предметно-научного содержания, прохождение курсов по предмету, профессиональная переподготовка по предмету (специальности), подготовка выступления на заседании кафедры (МО) «Новое в содержании предмета», участие в работе краевых методических объединений, семинаров, практикумов, конференций по предмету | |
5. Исследовательская | Навыки исследовательской деятельности, организации и проведения педагогического эксперимента, педагогических измерений, научно-методического обобщения деятельности | Участие в опытно-экспериментальной работе, аналитико-диагностическая деятельность в образовательном процессе, подготовка статьи по педагогической проблеме, участие в научно-методических конференциях с представлением собственных результатов исследовательского характера, выполнение диссертационного исследования |