Буквенные методы обучения грамоте.
По данному основанию различные методы обучения грамоте создавались и группировались вокруг четырех возможных при разделении слова единиц анализа: самого слова, слога, буквы и звука. В соответствии с этим делением слова как объекта анализа методы осознавались и определялись как буквенные, звуковые, слоговые и целых слов.
В теории методики до сих пор существует традиционное мнение, что в отечественной букваристике из перечисленных методов самым старым является так называемый буквослагательный способ. Он, мол, применялся еще в Древней Руси и определял все обучение грамоте. Однако проведенный исторический анализ показал, что подобное сведение всего обучения (методической системы) к одному способу (или даже методу) не соответствовало действительности. В реальности применялось несколько практически равноправных методов, которые сохранялись в обучении почти без изменений, например, в церковно-приходских школах до 1917 года. В церковно-славянской методике обучение грамоте (чтению) делилось на три четко выраженных и относительно самостоятельных концентра: 1) заучивание азбуки, 2) чтение «по низам» и 3) чтение «по верхам». В основе каждого концентра лежала своя единица анализа, что и являлось в свою очередь основанием для выделения самих концентров с собственными методами обучения.
Концентр «заучивания азбуки» опирался на усвоение учениками букв кириллицы и их названий и для этого применялся буквенный метод, согласно которому буквы запоминались в алфавитном порядке, а позже у Ивана Федорова и в разбивку, громким хоровым проговариванием их названий. Это был первый способ (прием) организации обучения. Второй способ предполагал интенсивное печатание букв на церах – запоминание графических образов букв. И, наконец, применялся третий способ: это – постановка правильного выговаривания букв.
Безусловно, применяясь в рамках первого концентра, буквенный метод оказывался в основе всего обучения грамоте. Но в целом он применялся не один и не он, в конечном счете, определял усвоение чтения. В обучении чтению «по низам» применялся, по существу, складовой метод, поскольку в основе концентра лежал уже склад СГ, который выполнял функцию единицы анализа. Ученик, вследствие несовершенства методики, был вынужден запоминать каждый склад как самостоятельную графическую и звучащую единицу и, естественно, ориентироваться на нее в анализе слова. Заметим, и способы обучения применялись практически те же.
Но и складовой метод все же не определял усвоение чтения, если учитывать, что древнерусские тексты не имели деления на слова. В сплошном потоке букв и титлов на передний план выходила уже новая единица анализа - слово. Его необходимо было выделять, и оно лежало в основе обучения «по верхам». Для этих целей использовался третий метод пословного чтения, или метод целых слов. В своем церковно-славянском варианте он опирался на предварительное заучивание молитв и других священных текстов с последующим их чтением наизусть. Этот способ был единственной возможностью при существовавшем тогда содержании обучения грамоте выходить на полноценное чтение текста.
Таким образом, церковно-славянская методика в свой древнерусский период по основе обучения представляла собой синкретическое объединение трех методов буквенного, складового и пословного обучения. В течение многовековой истории применения церковно-славянской методики каждый метод претерпевал определенные изменения, тем не менее, не нарушая общей синкретической структуры обучения.
Из всех методов заметные изменения в большей степени происходили с буквенным методом, вследствие трансформации самой традиции книжного учения, алфавита, да и языка в целом. Так, к ХV веку после тяжелого периода зависимости Руси от ордынского ханства общий упадок культуры и образованности славян привели к потере существенного компонента в структуре церковно-славянской методики – перестает применяться способ постановки правильного выговора букв. С методической точки зрения этот способ был наиболее сложным и требовал от учащих достаточно высокого мастерства и специальных методических знаний. Данное обстоятельство означало изменение исходной единицы анализа в обучении: она потеряла свою звуковую составляющую, оставшись чистой буквой. В результате буквенный метод трансформировался, став, выражаясь языком И.Паульсона, азбуковым. В отличие от своего азбуково-выговорного предшественника он сохранил только два первых способа обучения: хоровое проговаривание названий букв и их печатание.
Вторая трансформация метода произошла в начале ХVIII века, когда по указу Петра I был введен новый гражданский алфавит с новыми названиями букв. Соответственно, продолжая аналогию в названиях, буквенный метод стал абэвэговым. Но при этом подчеркнем, изменение названия метода не было простой формальностью. Для обучения грамоте новые названия букв имели серьезные последствия. С одной стороны, стало труднее запоминать названия букв, но зато, с другой, - названия букв стали ближе к звуковым значениям, что существенно облегчало ученикам интуитивное их схватывание и понимание того, как читаются буквы. С этой точки зрения абэвэговый метод уже отличался от азбукового варианта. Кроме того, реформа образования, происходившая в это же время, появление государственных (светских) школ дифференцировало и саму методику обучения грамоте: из церковно-славянской методики фактически выделилась светская, в которой и применялся абэвэговый метод. Параллельно с ним азбуковый метод продолжал использоваться в церковно-приходских училищах.
И, наконец, третья трансформация буквенного метода уже в рамках церковно-славянской методики произошла в ХIХ веке, когда под влиянием светского обучения грамоте в структуру метода вновь был возвращен звуковой компонент в виде звукового анализа. В середине ХIХ века Синодальной типографией начинает официально издаваться целая серия различных букварей и азбук подобного типа. Это был четвертый азбуково-звуковой вариант буквенного метода.
Вместе с тем, говоря о взаимодействии церковно-славянской и светской методик, необходимо подчеркнуть, что влиянию подвергалась не только церковно-славянская методика. И она активно воздействовала на методическую мысль, по существу, сыграв не последнюю роль в разработке так называемого слогового метода, который в чистом виде был применен в первой половине ХIХ века А.М.Дараган. Если сопоставить структуры слогового метода и церковно-славянской методики, отчетливо обнаруживается лишь одно принципиальное отличие – в слоговом методе обучение начинается прямо с запоминания слогов, минуя концентр изучения азбуки.