Методическое обеспечение образовательной программы

В данном разделе указывается:

—обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

—рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

—дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Виды методической продукции:

• методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;

• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.

Виды дидактических материалов

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого мате­риала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);

• объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);

• схематический или символический (оформленные стенды и план­шеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);

• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);

• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);

• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);

• обучающие прикладные программы в электронном виде (СЭ, дискеты);

• учебники, учебные пособия, журналы, книги;

• тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

Материально-техническое обеспечение образовательной программы

В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:

• сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);

• сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);

• перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);

• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);

• перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, Э\Т)-проигрыватель и т.п.);

• перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;

• перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;

• учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

• требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).

6. Список использованной литературы

При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:

1. Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы.

2. Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога.

3. Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.

4. Список литературы, рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной образовательной программы.

5. Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.

Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:

—по общей педагогике;

—по методике данного вида деятельности;

—по методике воспитания;

—по общей и возрастной психологии;

—по теории и истории выбранного вида деятельности;

— опубликованные учебные, методические и дидактические по­собия.

Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к образовательной программе каждого курса (предмета).

Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:

— фамилию и инициалы автора (авторов) или наименование авторского коллектива;

—название;

—сведения о месте издания, издательстве и годе издания;

— сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.

Фамилия И.О. Название издания. — Место издания: Издательство, год. — количество страниц.

Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:

. — (точка и тире) — предшествуют каждой, кроме первой области описания;

: (двоеточие) — ставится перед сведениями, относящимися к за­главию, перед наименованием издательства;

/ (косая черта) — предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, прини­мавшие участие в издании);

// (две косые черты) — ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья или раздел.

Приложения к образовательной программе

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

• иллюстративный материал по тематике занятий;

• словарь специальных терминов с пояснениями;

• контрольные вопросы и задания;

• конспекты, описание занятий;

• технологические карты;

• готовые изделия, образцы;

• условия набора детей в коллектив;

• условия прослушивания;

• материалы тестирования;

• памятки для родителей;

• методические разработки для организации индивидуальной ра­боты с детьми;

• сценарии творческих мероприятий;

• диагностические материалы;

• видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;

• электронные ресурсы и др.


Наши рекомендации