Героизм советского народа в годы ВОВ
Учитель.
-В повести Чингиза Айтманова «Первый учитель» из письма Алтынай мы узнаем о судьбе её первого учителя Дюйшена, который в трудное послевоенное время своими силами превратил старую конюшню в школу. На свои деньги покупал тетради и карандаши, учил мудрости, способности уважать по-настоящему простого человека. Алтынай пишет, что обязательно приедет в деревню, попросит прощение у учителя и добьется, чтобы школу назвали его именем.
-Рассказ «Уроки французского» Валентин Распутин посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой, которая стала прообразом учительницы французского языка Лидии Михайловны. Светлое чувство пронес мальчик через всю жизнь и запечатлел в произведении главную героиню, которая в трудные послевоенные годы не только учила детей, но и помогала им выжить.
Природа, экология.
-В повести В.Астафьева «Царь-рыба» мы познакомились с двумя героями – Акимом и Гогой Герцевым. Аким считал природу свои другом, Гога Герцев выбрал другое отношение к природе, записав в свой дневник слова Блаженного Августина: «Природа – более мачеха, нежели мать – бросила человека в жизнь с нагим телом…» Аким возмущен поведением Герцева, который «выпластал сушняк вблизи становища, выбрал ягоду, истребил живность», потому, что любил брать, что ближе лежит.
-В поэме Егора Исаева «Убил охотник журавля» охотник случайно ранил журавля. Раскаяние приходит моментально. Он пытается спасти птицу, но тщетно. Раз и навсегда он приходит к выводу: - Не царь природы человек, не царь, а сын.
Научно-технический прогресс.
-Нужен ли дальнейший НТП? – Что дает человеку НТП?
-А.Н.Толстой в повести «Гиперболоид инженера Гарина» рассуждает о том, какую вредоносную силу несет в себе изобретение Гарина – лазер. Погибают люди, страдает сам Гарин, хотя мы знаем, что лазер используют и в мирных целях: в медицине, в науке.
-О том, что нельзя вмешиваться в структуру организма человека, пишет М.А.Булгаков в повести «Собачье сердце». Профессор Преображенский, соединив органы человека с собакой, вывел ужасный тип человекоподобного существа – Шарикова.
Русский язык.
-В романе И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» авторы подвергают критике речь Эллочки Щукиной, которая легко и свободно обходилась тридцатью словами, выбранными ею из великого, многословного и могучего русского языка.
-В комедии Д.И.Фонвизина главный герой Митрофан страдает бедной, ничтожной, грубой речью, он не знает даже значение слова существительное. Обучаясь французскому языку, молодые дворяне не имеют понятия о национальном достоинстве и чистоте русского языка.
Экстремальные, чрезвычайные ситуации в жизни человека.
-Чрезвычайная ситуация сложилась у Акима, героя повести Виктора Астафьева «Царь-рыба». Аким, оказавшись в тайге, находит в избушке умирающую девушку Элю. Три дня он провел в полной отключенности от мира одолевая смерть, спасал человека. Он не думал ни о чем, его главной целью стало спасение человека.
-В экстремальной ситуации оказались два солдата: крепкий, физически подготовленный Игорь Яновский и его однополчанин Василий Панаев. Именно Василий, не обладающий физической силой, смог спасти не только себя, но и Яновского. Он берег воду, принимал правильные решения, сумел предотвратить убийство.
Проблема переоценки ценностей.
-Андрей Болконский, главный герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», навсегда распрощался повторить Наполеона после Аустерлицкого сражения, когда увидел своего «кумира» в другом свете. Мелочными казалось все связанное с ним в сравнении с тем справедливым небом.
-В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», Маргарита меняет свою богатую жизнь на подвал Мастера, идет на смерть ради того, чтобы поддержать любимого и спасти его труд.
Героизм советского народа в годы ВОВ.
-М.А.Шолохов в рассказе «Судьба человека» показал истинного патриота Отечества Андрея Соколова, простого русского солдата. У него не дрогнула рука, когда он решился задушить предателя. Андрей преодолел все: концлагерь, гибель семьи, смерть единственного сына – и остался победителем.
-Истинный героизм проявил лейтенант Николай Плужников в повести Б.Васильева «В списках не значился». Он сначала с горсткой бойцов, а потом один защищал Брестскую крепость. Мужеством Николая восхищаемся не только мы, им восхищались фашисты. Он мог спасти свою жизнь, покинуть крепость, но чувство офицерского долга не позволило ему сделать подобного.
Роль книги.
-А.Т.Твардовский писал свою поэму «Василий Теркин» в годы войны. Главный герой поэмы – собирательный образ бойцов Красной армии. Солдаты перед боем читали поэму и, набравшись оптимизма, шли побеждать. И побеждали.
-Юрий Бондарев в статье «Редкий дар» рассуждает о том, как с детства сказки и стихи К.И.Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, добро, любовь к жизни, ненависть к злу и жестокости.
Одиночество.
-В рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль» Ларра является индивидуалистом и ценит свои достоинства очень высоко. Он способен унизить или оскорбить людей, которые обрекают его на полное одиночество. Он становится тенью, что символизирует дух человека, отрекшегося от людей.
-Размышляя над дневником Гоги Герцева из повести В.Астафьева «Царь-рыба», мы приходим к выводу, что Гога считал себя выше других людей, что его жизнь и мысли представляли единственную ценность. Одиночество привело Гогу к печальному концу: Аким находит его тело на берегу реки.
Умение ценить прекрасное.
-Ценить прекрасное, на мой взгляд, способны люди нравственно богатые. Такой является Наташа Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», которая способна восхищаться лунной ночью, красотой природы, красотой музыки.
-Писатель-публицист В.Солоухин писал: «Красота живет в душе человека, и дай Бог, чтобы эта потребность была присуща каждому человеку».