Функции и признаки экскурсии

Функция(как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция — это внеш­нее проявление какого-либо объекта, форма работы учреж­дения, предприятия. Функционировать — это означает дей­ствовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.

 
  функции и признаки экскурсии - student2.ru

Рис. 1.3. Основные функции экскурсии

Функция научной пропаганды.Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выпол­няя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жиз­нью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выра­жают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. во взаимной связи друг с другом.

Принцип научности.Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный харак­тер. Задача экскурсии — способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современ­ной науки, оказывать содействие формированию мировоз­зрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достиже­ний тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объектив­ную научную оценку.

Принцип идейности.Идея — это четкий план действий для достижения поставленной цели. В. Даль рассматривал идею «как понятие о вещи, умопонятие, представление, воображение предмета, умственное воображенье»1.

Идейностьнеобходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убеж­денность экскурсовода, излагающего этот материал экскур­сантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним бы­ли составлены документы для экскурсии — тексты и мето­дическая разработка.

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идейную убежденность. В рассказе экскурсовода, в анализе объектов находит свое выражение не только эрудиция экс­курсовода, но и тенденциозность как объективное проявле­ние его активной жизненной позиции. Идейный экскурсо­вод — это специалист, который в своей деятельности и во всех своих поступках руководствуется четкими принципами.

Связь теории с жизнью.Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйствен­ного и культурного строительства, с теми переменами, кото­рые происходят в России. Изложение фактического материа­ла должно сопровождаться обобщениями и выводами с уче­том законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.

Определенные трудности появляются при попытке увя­зать излагаемый материал с современностью. Нужно иметь в виду, что прошлое и настоящее в экскурсии, независимо от освещаемой темы, так или иначе увязываются между собой.

Материал, характеризующий современность в экскурси­ях, находит отражение в трех аспектах: первый аспект— вся тема экскурсии целиком посвящена событиям современно­сти («Калуга строится», «Генеральный план реконструкции города в действии»); второй аспект— современности посвя­щена часть экскурсии, одна или несколько подтем. Эта форма характерна для обзорной экскурсии по городу, рай­ону («Мурманск — столица Заполярья»), («Край наш Ра-менский»). В экскурсии показывается прошлое (история), настоящее (современность) и будущее города, района (перспектива). Показу современности отведена часть экс­курсии. И, наконец, третий аспект— экскурсия полностью посвящена показу исторических событий, памятников исто­рии. Связь с сегодняшним днем находит выражение в том, что события прошлого (порой многовековой давности) оце­ниваются с позиции современности, на основе достижений науки. Комментарии и выводы учитывают доминирующие точки зрения сегодняшнего дня. Например, в экскурсии «Декабристы в Иркутске» дается следующая оценка: «Русские дворяне-революционеры подняли в декабре 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества... Дви­жение декабристов было первым вооруженным выступлени­ем революционеров в России...».

Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему со­держанию доступен для данной аудитории. Материал дол­жен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.

Убедительность экскурсионного материала обеспечивает­ся также: отбором наиболее важных фактов, раскрывающих тему; использованием убедительных сравнений; умелым подбором доказательств; ссылками на авторитетные источ­ники, воспоминания участников и очевидцев событий; де­монстрацией фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.

Для каждой экскурсии характерен доверительныйтон со­общения знаний. Предположения, версии, варианты не должны подменять главного — раскрытия темы на основе научных данных. Полемические тенденции наносят вред восприятию экскурсионного материала. Историк искусств А. В. Бакушинский, разрабатывая методику музейных экс­курсий, высказывается против внесения в экскурсии критико-полемических тенденций. Такой прием очень редко дос­тигает цели, распыляя силы и внимание экскурсантов. Главное требование к экскурсии — истинность, достовер­ность фактов, сообщаемых экскурсантам. Именно это при­ковывает внимание к теме, служит основой для ее восприятия

Функция информации.Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу зна­ний: о достижениях исторической науки, медицины, био­логии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях

в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важ­ных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность.Значительная часть информации на экскурсии подтвержда­ется показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основойдля проведения экскурсии является утвер­жденный текст.Не следует дополнять содержание тематиче­ской экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрез­вычайной важности.

Функция организации культурного досуга.Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая оста­ется в распоряжении человека после рабочего дня. Это сво­бодное время в пределах суток, недели, года человек затра­чивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производ­ства, любительские занятия, общение с друзьями.

Экскурсию относят к той группе занятий, которая опре­деляется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовле­творение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требую­щий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием эле­мента «путешественности», возможность выбора в соответ­ствии со своими интересами — все это делает экскурсию популярным занятием для людей.

Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в орга­низации культурного досуга там, где экскурсионные учрежде­ния и музеи перешли от эпизодических мероприятий к меро­приятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5—6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников.

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора.Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, эконо­мики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскур­сантов, помогает им увидеть то, что они знали по письмен­ным источникам, из школьных программ, из лекций.

Экскурсия — это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встро­енных и методически оправданных частей могут быть вклю­чены: а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм це­ликом; б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941—1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы; в) встреча с руководителями про­мышленных или сельскохозяйственных предприятий, инже­нерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы; г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творче­ству композиторов, артистов, музыкантов; д) прослу­шивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

Функция формирования интересов человека.Задача экс­курсии — сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литера­турной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскур­сий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится нача­лом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одно­временно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молоде­жи экскурсия — это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих про­фессию, — функция формирования интересов; для ино­странных туристов — функция информации и т. д.

ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ

Признаком называют то, что делает сходным между со­бой или отличает друг от друга предметы и явления. Име­ются в виду существенные признаки, т. е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной рабо­ты не могут существовать. «Существенные признаки пред-

мета — это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, что­бы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных»1.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просвети­тельной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в орга­низации и методике проведения. Ее признаки говорят о сход­стве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного ака­демического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурси­онных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее со­ставленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие опреде­ленной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изу­чение, исследование объектов).

Наши рекомендации