Перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста
Группа должна быть оснащена оборудованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей раннего возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики материалов и комплексностью. Следует иметь в виду, что группировка материалов и игрушек по разным направлениям развития детей во многом условна, так как все они могут выполнять общеразвивающую функцию. В то же время материалы и оборудование могут быть специфицированы для каждого направления развития детей.
Материалы и оборудование для физического развития детей. В группе должны быть различные приспособления, способствующие развитию двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега, прыжков). К ним относятся:
• горки;
• лесенки;
• скамеечки;
• туннели;
• домики;
• игрушки-качалки;
• модульные сооружения различных форм, изготовленные из разных материалов;
• веревки;
• дорожки для ходьбы, задающие изменение направления
движения;
230 HI. Содержание и методы педагогической
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА________________ ;_______________
• массажные дорожки и коврики с разным покрытием;
• «сухой бассейн»;
• мини-маты;
• трехколесные велосипеды;
• мини-стадионы.
Все эти приспособления побуждают малышей залезать, подлезать, проползать, подползать, перешагивать, прыгать и пр.
В группе должны быть игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику:
• мячи разных размеров, в том числе массажные;
• кегли;
• обручи, кольца;
• игрушки, которые можно катать, толкать;
• разноцветные предметы различной формы для нанизывания;
• доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками;
• специальные приспособления — стенды, тренажеры — предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки-молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.);
• коробки с разными крышками и прорезями, копилки.
Материалы и игрушки для социально-личностного раз
вития детей:
• фотографии детей, семьи, семейные альбомы;
• фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения;
• наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых;
• картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации;
• наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.);
• аудио- и видеоматериалы о жизни детей и взрослых.
Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр:
• игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде,
которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, ан
тропоморфные животные из разных материалов;
7. Организация развивающей предметной среды 231
• стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.);
• стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания прр-
дуктов и пр.);
• игрушки для разыгрывания различных сюжетов:
— кормления кукол (посуда, столовые приборы);
— укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца);
— купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки);
— лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.)
— прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки);
— уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок,
веничек, салфетки);
— игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы);
— игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др.);
— игры в «цирк»: (заводные игрушки: обезьянка, курочка, «заяц с барабаном», «Дюймовочка»; куклы-рукавички, маски);
— игры в «солдатиков» (соответствующие наборы игрушек) и др.;
• строительные наборы для изготовления мебели домов,
дорожек и пр.;
• машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.);
• детские телефоны;
• предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.);
• крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.;
• большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых также можно устраивать поезда, туннели, дома и пр.
232 HI. Содержание и методы педагогической
__.__________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
7. Организация развивающей предметной среды 233
Материалы и игрушки для познавательного и речевого развития детей. В группе должны находиться бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности. Они должны быть выполнены из разнообразного материала, иметь разные размеры, цвет, фактуру, стимулировать выполнение различных действий. Необходимо предусмотреть наличие одинаковых наборов игрушек, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с предметами и не ссорились из-за них.
Среди игрушек и материалов, способствующих развитию предметной деятельности, должны быть:
• пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий;
• большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками;
• матрешки;
• наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски);
• игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.);
• наборы разнообразных объемных вкладышей;
• мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, паззлы;
• конструкторы;
• игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки, клюющие курочки и др.);
• заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.).
Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:
• столы-поддоны с песком и водой;
• плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.);
• разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон и пр.);
• приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки);
• игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др.), мягкона-
бивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.);
• пластические материалы (глина, тесто);
• материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.);
• трубочки для продувания, просовывания;
• игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застежками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций);
• игрушки со светозвуковым эффектом;
• «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками;
• игрушки и предметы для наблюдения (электрическая железная дорога, серпантиновая дорога, эстакады с движущимися игрушками, мыльные пузыри и др.);
• книги, открытки, альбомы, аудио- и видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.
Материалы для развития речи:
• книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов);
• предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.);
• материалы с изображением различных знаков (магнитная азбука, кубики, объемные фигуры с буквами, цифрами, карты и др.);
• разрезные картинки, наборы парных картинок;
• серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);
• лото, домино;
• аудиокассеты с записями детских песен, сказок;
• диафильмы.
Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей.
В группах должны быть материалы и оборудование общего назначения:
• книги с красочными иллюстрациями, репродукции;
• альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства;
III. Содержание и методы педагогической
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
7. Организация развивающей предметной среды 235
• альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;
• музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара);
• фланелеграф;
• стенд для демонстрации детских рисунков и поделок;
• емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.
Материалы для изобразительной деятельности:
• наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков;
• краски (гуашь, акварель, пищевые красители);
• кисти для рисования, для клея;
• палитра, емкости для воды, красок, клея;
• салфетки для вытирания рук и красок;
• бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций;
• глина, пластилин (не липнущий к рукам);
• печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров;
• трафареты для закрашивания;
• доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом;
• мольберты;
• фартуки и нарукавники для детей.
Все материалы должны быть пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые. Материалы для музыкального развития детей:
• игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино;
• игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки); .
• аудиосредства (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений).
Материалы для театрализованной деятельности:
• оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей
(наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для
кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные
атрибуты и пр.);
• карнавальные костюмы, маски;
• фланелеграф с набором персонажей и декораций;
• различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой);
• аудио- и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов.
Оборудование и игрушки на детской площадке:
• песочница;
• скамейки;
• горка;
• качели;
• велосипеды;
• санки;
• игрушки для двигательной активности: мячи, тележки,
игрушки для толкания;
• игрушки для игр в песочнице (ведерки, формочки, лопатки, совочки);
• оборудование и игрушки для игр с водой в летнее время года (надувной бассейн, тазики для воды, плавающие игрушки, сачки и пр.).
Итоги
Среда развития ребенка — это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
Материально-технические и санитарно-гигиенические ус ловия составляют первичную основу организации деятельности дошкольного учреждения. Необходимые требования к материально-техническим условиям включают наличие помещений для пребывания детей в дошкольном учреждении, показатели противопожарной безопасности, освещенности, условия проведения режимных моментов, организации питания, осуществления медицинских процедур, а также требования к реализации образовательного процесса. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворять собой домашний уют как для детей, так и для взрослых. Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность свободно зани-
236 HI. Содержание и методы педагогической
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
8. Организация планирования педагогической деятельности 237
____________________ и наблюдения за развитием детей_________
маться разными видами деятельности. Этому способствует зонирование групповой комнаты.
Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов и оборудования. Развивающая среда должна быть гибкой и динамичной, отвечать изменяющимся потребностям и возможностям детей.
Предметная среда должна быть безопасной. Она организуется таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм и в то же время не ограничивать свободу детей.
Вопросы и задания
1. Что такое среда развития ребенка?
2. Обоснуйте требования к организации развивающей предметной среды.
3. Охарактеризуйте содержание развивающей предметной среды для разных сфер развития ребенка:
а) физического;
б) социально-личностного;
в) познавательно-речевого;
г) художественно-эстетического.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ
Планирование педагогической деятельности
Н |
еобходимость планирования. Планирование является важной частью организации педагогического процесса в детском учреждении. Оно необходимо для согласования деятельности педагогов, распределения их функций и обязанностей. С его помощью педагог осуществляет подготовку к реализации образовательной программы: определяет педагогические задачи, распределяя их во времени; намечает, когда и какие следует провести мероприятия; продумывает, как организовать среду, какие подобрать материалы, пособия и иг-
рушки. Анализ реализации плана работы позволяет выявить причинно-следственные связи своей деятельности с ее результатами, определить условия, обеспечивающие успех, и недостатки в работе.
Планы должны быть оформлены в письменном виде. Это помогает структурировать программу, координировать совместные усилия педагогов и родителей, предусматривать рациональное расходование бюджета и пр.
Виды планирования.Поскольку с помощью планирования выстраивается стратегия работы детского учреждения, оно должно быть долгосрочным и краткосрочным.
В рамках долгосрочного коллектив педагогов определяет цели и задачи работы на несколько лет вперед и на предстоящий учебный год в соответствии с образовательной концепцией детского учреждения; педагоги обсуждают, как нужно подготовиться к приему детей в начале года, как привлечь к совместной работе родителей и другие учреждения (педагогический колледж или институт, поликлинику или медико-консультационный центр, спортивный комплекс, центр детского творчества, театр, музей кукол и др.).
Долгосрочное планирование позволяет наметить основные этапы работы в соответствии с меняющимися возрастными возможностями и потребностями детей. По мере их взросления меняются игры и занятия, направленные на их развитие, что требует заблаговременной подготовки, повышения квалификации педагогов, создания новых методических разработок, оснащения группового помещения, спортивного зала, участка новым оборудованием. Иногда необходимы изменения в материально-техническом оснащении всего детского учреждения: выделить помещения для изостудии, физиотерапевтического кабинета, зимнего сада и др. Долгосрочное планирование позволяет составить смету на приобретение необходимого оборудования, материалов и игрушек, распределить задания по их изготовлению между педагогами и родителями. Краткосрочное планирование производится еженедельно и ежедневно. Оно включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах.
При планировании занятий педагоги определяют сразу тему и методы обучения. В одних случаях это будет практическая деятельность детей (например, игры с песком и водой), в других — работа с наглядными пособиями (рассматривание
238 III. Содержание и методы педагогической
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА________________________________
иллюстраций). Следует избегать перегрузки детей информацией — она не должна быть слишком обширной и абстрактной, соблюдать баланс между активными и спокойными занятиями, организованным и свободным временем детей.
В рамках краткосрочного планирования педагоги обсуждают интересы и потребности каждого ребенка, отмечают его успехи, определяют цели для него и всей группы, выстраивают работу с учетом результатов наблюдений воспитателей, на основе которых можно наметить несколько целей обучения для каждого ребенка. Например, для одного это может быть обучение навыкам договариваться со сверстниками во время игры и развитие мелкой моторики, для другого — использование в игре предметов-заместителей и приобщение к изобразительной деятельности. Они обдумывают, какие организовать игры, беседы и занятия, решают, какие изменения следует произвести в группе, в расстановке игрушек и пр. В ежедневный план занятий должно быть включено одно индивидуальное занятие как минимум для двоих детей. Таким образом не меньше десяти детей смогут участвовать хотя бы в одном индивидуальном занятии в неделю.
Члены коллектива распределяют между собой обязанности и выполнение задач на предстоящую неделю и текущий день. Договариваются, кто подготовит инсценировку сказки с кукольными персонажами, кто организует игры с песком и водой; кто позвонит родителям ребенка, кто проведет родительское собрание. В плане учитываются дни рождения детей, праздники, совместные мероприятия с родителями.
Краткосрочное планирование предусматривает составление распорядка дня, который разрабатывается с учетом возраста детей, количества воспитанников в группе, уровня их развития и индивидуальных потребностей, а также пожеланий родителей, графика их работы. При составлении распорядка дня также следует учитывать сезонность (осенне-зимний и весенне-летний периоды), климатические и погодные условия. Чтобы учесть все эти факторы, распорядок дня должен быть гибким и сбалансированным; это позволит проводить общие процедуры даже тогда, когда в силу каких-то обстоятельств график нарушается. Например, в хорошую погоду провести дополнительную прогулку, в плохую вместо прогулки организовать игры в помещении. При составлении распорядка дня важно соблюдать баланс между сном и бодрство-
8. Организация планирования педагогической деятельности 239
___________________________ и наблюдения за развитием детей__________
ванием детей, подвижными и спокойными видами деятельности.
В группах раннего возраста и в разновозрастных группах соблюдение баланса составляет особую проблему, так как потребности детей на разных возрастных этапах различны. Младшие больше спят и чаще едят, чем старшие, у детей постарше большая потребность в двигательной активности. Поэтому если в группе находятся дети разного возраста, распорядок дня может включать несколько режимов.
Время прогулок устанавливается с учетом природно-климатических условий. Так, в осенне-зимний период прогулки проводятся реже и короче по времени, чем в весенне-летний. В южных регионах прогулки приурочиваются ко времени, когда спадает жара.
Основные принципы планирования.
Принцип полноты предусматривает деятельность педагогов по всем направлениям развития ребенка — физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического.
Принцип интеграции тесно связан с принципом полноты и означает, что решение каждой педагогической задачи может быть включено в различные по содержанию занятия по изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности, в игру, в занятия по развитию речи и др.
Принцип координации деятельности педагогов требует согласованности в планировании с целью оптимизации образовательного процесса (достижения полноты, целостности, системности программного содержания). Так, если в детском учреждении работают специалисты по физическому воспитанию, по изобразительной, музыкальной деятельности, логопеды, каждый из них должен учитывать в планировании своей деятельности содержание и способы его подачи другими педагогами, в том числе воспитателем, работающим в группе.
Например, при подготовке к празднику логопед на занятиях по развитию речи может организовывать игры с элементами драматизации, в которых ребенок действует и говорит от имени персонажа сказки или декламирует строки из стихотворения. На музыкальных занятиях можно решать задачи по физическому развитию — организовывать подвижные игры под музыку, способствующие развитию у детей движений. Игровую деятельность можно обогатить разнообразными сюжетами в соот-
240 N1. Содержание и методы педагогической
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ветствии с любой тематикой реализуемой программы..
Принцип индивидуализации в любой образовательной программе требует личностного подхода к интересам детей. Воспитателю следует учитывать их индивидуальные предпочтения, не настаивать на обязательном участии каждого ребенка в той или иной деятельности, выполнении того или иного задания, что невозможно при жестком планировании. Поэтому оно должно быть гибким и вариативным, т.е. педагог не должен жестко планировать проведение конкретного занятия в определенный день и час, а иметь в виду несколько вариантов разработки темы, реализации той или иной педагогической задачи. Например, он может запланировать несколько задач на неделю, подготовить для решения каждой из них несколько вариантов игр. В этом случае малышам предоставляется возможность выбора, и если игра их не заинтересует, можно будет быстро перестроиться, заинтересовать их другой игрой, решение намеченной задачи отложить на более поздний срок, что позволит проанализировать причины отсутствия у детей интереса к той или иной игре или занятию, разработать более подходящий их вариант.