Психологическая коррекция характерологических деформаций детей
В структуре характерологических особенностей детей с ЗПР часто отмечаются деформационные изменения. В этой связи следует включить в программу коррекционной работы следующие методы:
^ Метод коррекции нарушений характера.
При использовании данного метода важно соблюдение следующих условий:
1) урегулировать питание и сон, пребывание на свежем воздухе, чередование физической активности и отдыха;
2) крайне целесообразны физические нагрузки (естественные движения, игры, пешеходные экскурсии, спорт).
^ Метод фиктивной, мнимой коррекции особенно пригоден в раннем детском возрасте в тех случаях, когда симулируются (выдумываются) отдельные расстройства. Он состоит в том, что ребенка уверяют, что если он выпьет это лекарство (вместо которого дается соленая или сладкая вода) (эффект плацебо), то он будет совершенно здоров.
^ Метод коррекции заострения отдельных характерологических особенностей. (Метод построен на стратегии профессора П.Г. Вельского.)
В состав метода входят следующие основные направления:
1.
дружественная и эмоциональная связь психолога с ребенком вызывает его желание подчиниться требуемому режиму деятельности;
2.
катарсис — очищение психики ребенка от предшествовавших переживаний путем «эмоциональных» бесед с психологом;
3.
постепенный перевод эмоциональной энергии, освободившейся после катарсиса, на новые социально полезные цели на основе закона трансформации эмоций:
4.
перевод одной эмоции на смежную с ней, близкую по природе другую эмоцию, например азарта - в спорт, физического мазохизма — в психический, т. е. перевод поэзии
грусти нарциссизма (самовыставления, самолюбования) - в драматическую работу, исполнение красивых героических ролей в спектакле и т. п.;
5.
изменение целевой установки данных эмоций (например, целесообразен перевод хаотической стихийной агрессивности в агрессивность по отношению к объективным со
циально враждебным феноменам), поручение ответственных заданий;
6.
постепенный отрыв ребенка от индивидуальной связи с психологом и полное направление психической энергии на ближайшее окружение.
Представленная схема проведения коррекционных мероприятий с детьми может рассматриваться как система ориентиров, которая будет наполнена конкретным содержанием в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Все перечисленные в главе программы могут быть включены в работу профильных учреждений (образовательных и медицинских), занимающихся проблемами детей с ЗПР.
Участие родителей обеспечивает эффективность стратегии и тактики коррекционной работы.
Введение
Важнейшим направлением при изучении нарушений развития выступает определение специфичных для разных вариантов дизонтогенеза характеристик психической деятельности. Большое значение при этом имеет выявление особенностей эмоциональной сферы детей с отклонениями, поскольку это дает возможность создать оптимальные условия для их личностного становления и успешной социальной адаптации.
В рамках изучения психологических особенностей детей с нарушениями развития внимание традиционно было направлено на обнаружение специфики их познавательных процессов, что связано с необходимостью организации обучения. Формирование эмоциональной сферы таких детей оказалось в центре научного исследования относительно недавно, поэтому в немногочисленных работах в этой области описаны частные и наиболее общие аспекты эмоционального поведения, характерные для разных типов дизонтогенеза.
В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоционального развития при тех вариантах дизонтогенеза, где недостатки эмоциональной сферы занимают особое место в структуре общего нарушения (в частности, при задержанном, искаженном или дисгармоническом типе развития) (Т.Н. Павлий, О.С. Никольская, А.И. Захаров, Ю.М. Миланич и др.). Характерной чертой для подобных дизонтогенетических расстройств выступает дефицитарность регуляции эмоционального поведения, что часто становится главным препятствием для взаимодействия с окружающими и обусловливает трудность социализации ребенка с отклонениями в развитии.
В то же время, некоторые аспекты эмоционального развития детей с отклонениями остаются мало изученными: есть лишь отдельные работы, посвященные выявлению его закономерностей у старших дошкольников с разным типом дизонтогенеза, хотя именно этот возрастной этап считается периодом активного формирования эмоциональной сферы.
Недостаточность знания особенностей эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями развития, обусловливает актуальность изучения данной проблемы.
Цель исследования: выявление качественных особенностей эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием.
Предмет исследования: музыкальная терапия, как средство развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: использование приёмов музыкальной терапии способствует развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР.
В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1).произвести литературный обзор и теоретический анализ исследований по проблеме формирования эмоциональной сферы старших дошкольников с развитием соответствующим возрастным нормам и с ЗПР;
2).определить и теоретически обосновать критерии изучения эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста;
).выявить с помощью диагностики общие и специфические особенности развития эмоциональной у дошкольников с ЗПР;
).Разработать комплекс коррекционных методов и приёмов, способствующих развитию эмоциональной сферы старших дошкольников с ЗПР.
Теоретико-методологические основы исследования составили фундаментальные положения общей, возрастной и специальной психологии:
·о системном строении психики, предполагающем интеграцию когнитивных и эмоциональных процессов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
·о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский и др.);
·о сущности эмоций и динамике развития эмоциональной сферы в детском возрасте (Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Ф.Е. Василюк, П.М. Якобсон);
·об эмоционально-чувственном развитии детей с различными вариантами дизонтогенеза (И.М. Соловьёв, Е.А. Евлахова, Т.Н. Головина, Г.Н. Стернина, Ж.И. Намазбаева, Н.Ю. Борякова, В. Пештак, Н.Л. Белопольская).
В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующиеметоды и методики исследования:
·метод теоретического анализа психолого-педагогических исследований по изучаемой проблематике;
·метод изучения психолого-педагогической и медицинской документации;
·методы статистической обработки и качественного анализа экспериментальных данных.
Основным исследовательским методом выступил констатирующий психологический эксперимент.
Теоретическая значимость заключается в дальнейшем расширении и конкретизации знаний об эмоциональной сфере детей с отклонениями и о специфике формирования механизмов эмоционального поведения при нарушении развития. Выявлены и описаны эмоциональные новообразования старшего дошкольного возраста, получены данные о своеобразии эмоциональных проявлений у нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с ЗПР.
Практическая значимость состоит в разработке экспериментальной методики изучения особенностей эмоциональной сферы и возможности использования полученных результатов исследования для построения коррекционных программ и организации индивидуальной работы с детьми исследуемой категории.
эмоциональный дошкольник музыкальный терапия