Психологическая коррекция детей-миопатов

Тяжелый недуг ребенка — это всегда трагедия для роди­телей. Их переживания по этому поводу приводят к ухудше­нию обстановки в семье, негативно сказываются на ребенке.

Помочь пережить эту драму, найти силы, чтобы жить даль­ше и растить ребенка, принять его таким, каков он есть, и помочь ему стать таким, каким он может стать, — задача психолога.

Безусловно, основное место в системе психологиче­ской помощи детям-инвалидам должна занимать по мощь самим детям. Необходимо помочь ребенку понять себя, научиться принимать себя, радоваться жизни, раскрывать себя в творчестве, осознать свою сопричастность к жизни, выйти за пределы своего недуга, почувствовать себя уникаль­ной и необходимой частью семьи. Помочь ребенку развить его социальные навыки, формировать у родителей детей-мио­патов оптимистическое отношение к жизни. Такое отноше­ние может появиться лишь тогда, когда люди будут чувство­вать доброе, внимательное отношение к своим трудностям и проблемам, перестанут замыкаться в кругу собственных забот, в стенах собственных квартир.

Психокоррекционная работа представляет собой процесс направленного психологического воздействия на эмоцио­нальную структуру личности с целью ее полноценного раз­вития и функционирования.

Необходимость проведения психокор-рекционной работы с детьми-инвалидами, страдающими миопатией Дюшенна, вызвана следующими факторами:

1. Наличием у детей чувства неполноценности и неуверен­
ности в .себе. Необходимо довести до ребенка уникаль­
ность его прихода в этот мир, его неповторимость. Помочь
ему больше узнать о себе, разобраться в трудностях и про­
блемах. Психокоррекционной задачей является под­
держка человека, страдающего тяжелым заболеванием,
повышение чувства необходимости, что приводит к само­
уважению и повышению самооценки. Психологическая
помощь может проходить в виде индивидуальных бесед.

2. Замкнутостью и нежеланием общаться со своими свер­
стниками и другими людьми. Основное значение в пси-
хокоррекционнои работе необходимо уделять семье,

Глава XI. Психологические особенности детей с миопатией____

играющей исключительную роль в «социальной неадап-тированности». В этом случае необходимы индивидуаль­ные беседы с родителями, приобщение их, а значит и де­тей к общественной жизни, может быть использована семейная психотерапия с применением ролевых игр. 3. Наличие тревожности. Эта проблема делится на две час­ти: устранение временной, ситуационной тревожности и устранение тревожности, как свойств личности. Прие­мы коррекционной работы с детьми, у которых высокая ситуационная тревожность могут быть следующие: сни­жение значимости ситуации, вызывающей тревожность; перенесение акцента на ситуацию, менее значимую для ребенка.

Для детей с повышенной, тревожно-ст ъ ю как устойчивым свойством личности сле­дует использовать следующие приемы:

— настройка ребенка на определенное эмоциональное со­
стояние. Для этого ему предлагается мысленно связать
тревожное эмоциональное состояние с одной из мелодий
или цветом; спокойное, расслабленное — с другим, а уве­
ренное, «побеждающее» — с третьим. При сильном вол­
нении сначала вспомнить первое, затем второе, затем
переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз;

— ребенку предлагают представить ситуацию, где он испы­
тывал полный покой и постараться воспроизвести ее;

— ребенку предлагают мысленно представить ситуацию, вы­
зывающую тревогу и детально продумать свое поведение;

— делается попытка проиграть, «отрепетировать» ситуа­
цию, вызывающую тревогу.

Эти виды психокоррекционной работы можно проводить индивидуально и в группах по 3—4 человека.

Учитывая физические способности данной группы детей с нервно-мышечными нарушениями, а также сложности в транспортировке и ограничение общения, необходимо про­живание таких детей некоторое время в реабилитационном

§ 6. Психологическая коррекция детей-миопатов_________________

центре, где занятия будут чередоваться с медицинскими про­цедурами и психологической разгрузкой.

Социальная защита, реабилитация и адаптация детей-ин­валидов, страдающих мышечной дистрофией — это работа не на один день, а на многие годы.

Контрольные вопросы и задания____________

1. Опишите причины миопатии Дюшенна.

2. Какие стадии выявляются в клинике заболевания Дю­
шенна?

3. Дайте характеристику психологических особенностей
детей с миопатией Дюшенна и их родителей.

4. В чем особенности психодиагностики и психокорреек-
ции детей с болезнью Дюшенна?


 
 

Наши рекомендации