Тема Значение игры в развитии детей дошкольного возраста
Практическое занятие № 1
Тема Роль игрушки в развитии ребенка
Вопросы
1. Роль игрушки в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
2. Требования к отбору детских игр и игрушек.
3. Проблемы организации предметно-игровой среды.
Учебно-исследовательские задания
1.Составьте аннотацию на книги:
а) Абраменкова В.А. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба. Современный ребенок в «игровой цивилизации». - М.: Даниловский благовестник, 1994. б) Кононов А. Духовный смысл игрушки. - Киров, 2000.
в) Азарина Т. Кукла третьего тысячелетия // Обруч. - 2001.-№1.-С. 36-38.
Проанализируйте ассортимент игрушек в магазинах с точки зрения их соответствия педагогическим требованиям.
3. Проведите социологический опрос с целью выявить ассортимент игрушек для детей дошкольного возраста и отношение к нему продавцов и покупателей.
Инструкция. Анкетирование продавцов и покупателей проводится индивидуально, в форме письменного опроса. Прежде чем начать работу, представьтесь участнику опроса и сообщите цель обследования. Поблагодарите за оказанную помощь.
Анкета для продавцов
1.Какие игрушки для дошкольников пользуются самым большим спросом у Ваших покупателей?
- куклы (для девочек), машины (для мальчиков)
- дидактические игрушки
- мягкие игрушки (изображающие животных)
- тематические наборы (назовите их)___________________________
- другие варианты ответа (укажите)____________________________
2. Чем, на Ваш взгляд, руководствуются взрослые, приобретая игрушки?
- веяниями моды
- стоимостью игрушек (подешевле, подороже)
- возрастными особенностями ребенка желанием расширить кругозор ребенка о технике, природе, быте людей, о разных народах
- другие вариантыответа (укажите)___________________________
3. Часто ли в продаже бывают военные игрушки? ДА НЕТ
Какие военные игрушки наиболее популярны?
- оружие (назовите какое) __________________________________________
- военная техника
- тематические наборы (назовите их)________________________________
- настольно-печатные игры на военную тематику (назовите их) ________________________________________________________________
- другие варианты ответа (укажите)_________________________________
4. Какие игрушки преобладают в продаже: импортные или отечественные?
5. Какие из них предпочитают покупатели и почему?
6. Советуются ли покупатели с Вами при выборе игрушки для своего ребенка? ДА НЕТ
7. Какие вопросы задают покупатели при выборе игрушки?
Анкета для покупателей
1. Как часто Вы покупаете игрушки для своего ребенка?
- зависит от материального положения
- зависит от поведения ребенка (игрушка как поощрение)
- только как подарок к празднику
- зависит от особенностей психического и физического развития ребенка
- другие варианты ответа (укажите)___________________________
2. Как Вы предпочитаете посещать магазины игрушек?
- с ребенком
- без ребенка
3. Если Вы посещаете магазин игрушек с ребенком, то чем руководствуетесь?
- желанием порадовать ребенка
- стремлением развивать его волю
- намерением познакомить его с домашней экономикой
- другие варианты ответа (укажите)____________________________
4. В каком случае Вы посещаете магазин игрушек без ребенка?
- ребенок капризничает, когда ему не покупают все понравившиеся игрушки
- чтобы избежать травмирования психики ребенка из-за невозможности купить эти игрушки
- территориальная удаленность магазина
- болезнь ребенка
- другие варианты ответа (укажите)____________________________
5. Чем обусловлен выбор игрушки при покупке?
- просьбой ребенка
- стоимостью игрушки
- желанием расширить знания ребенка о технике, природе, быте людей, о разных народах и т.д.
- возрастными особенностями ребенка
- индивидуальными склонностями ребенка (отдает предпочтение техническим или дидактическим, образным или спортивным игрушкам)
- другие варианты ответа (укажите)___________________________
6. Покупаете ли Вы военные игрушки? ДА НЕТ
Какие военные игрушки Вы покупаете?________________________
7. Чем Вы руководствуетесь при покупке военных игрушек?
- просьбой ребенка
- желанием познакомить ребенка с жизнью военных
- считаете, что игрушки способствуют развитию мужества, смелости, волевых качеств
- это игрушки для мальчиков
- другие варианты ответа (укажите)___________________________
8. Если Вы не покупаете военных игрушек, то по какой причине?
-считаете, что они вызываюти развивают в детях агрессивность, жестокость
- ребенок не высказывает желания иметь их
- в детском саду достаточно таких игрушек
- другие варианты ответа (укажите)___________________________
9. Какие куклы привлекают Вашего ребенка?
- Барби
- образ младенца, ребенка
- плоскостная игрушка
- нет особого предпочтения
- другие варианты ответа (укажите)
10. О какой игрушке Вы мечтали в детстве?______________________
Исполнилась ли Ваша мечта? ДА НЕТ
Есть ли такая игрушка у Ваших детей? Как она появилась?
5. Составьте рекомендации для родителей на тему «Как правильно выбрать игрушку для ребенка-дошкольника».
Для любознательных (что еще можно почитать по этой теме)
а) Мазурова И. Куклы для самых маленьких // Обруч. - 1998. -№1.
б) Басилова Т. Библиотека игрушек // Обруч. - 1998. - № 5.
в) Кузнецова Л., Сойко М. Город игры - вот то, что нам нужно //Обруч.-1999.-№4.-С. 17-19.
г) Ленок Я. Игры из ничего // Обруч. - 2000. - № 1.
д) Локтева О. Дидактические деревянные игрушки // Обруч. - 2001.-№ 4.-С. 16.
е) Репникова Л. Игры с перфокартами // Обруч. - 2001. - № 3. - С. 32.
ж) Локтева О. Пирамидка обыкновенная // Обруч. - 2001. - №1.-С.14-17.
и) Источник 34 –стр 7; 41-46
Литература: [11, [13], [29]. (34)
Практическое занятие 2
Тема Значение игры в развитии детей дошкольного возраста
Вопросы (письменно тезисы на каждый пункт)
1. Место игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
2. Развитие самостоятельности детей в игре.
3. Формирование взаимоотношений детей в игре.
4. Умственное развитие дошкольников в игровой деятельности.
5. Социально-нравственное развитие детей в игре.
6. Эмоциональное развитие дошкольника в игре.
7. Игра как средство коррекции развития детей дошкольного возраста.
8. Игра как средство развития мотивационно-потребностной сферы дошкольника.
9. Игры для развития познавательных и творческих способностей.