Тема Значение игры в развитии детей дошкольного возраста

Практическое занятие № 1

Тема Роль игрушки в развитии ребенка

Вопросы

1. Роль игрушки в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

2. Требования к отбору детских игр и игрушек.

3. Проблемы организации предметно-игровой среды.

Учебно-исследовательские задания

1.Составьте аннотацию на книги:

а) Абраменкова В.А. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба. Современный ребенок в «игровой цивилизации». - М.: Даниловский благовестник, 1994. б) Кононов А. Духовный смысл игрушки. - Киров, 2000.

в) Азарина Т. Кукла третьего тысячелетия // Обруч. - 2001.-№1.-С. 36-38.

Проанализируйте ассортимент игрушек в магазинах с точки зрения их соответствия педагогическим требованиям.

3. Проведите социологический опрос с целью выявить ассор­тимент игрушек для детей дошкольного возраста и отношение к нему продавцов и покупателей.

Инструкция. Анкетирование продавцов и покупателей проводится ин­дивидуально, в форме письменного опроса. Прежде чем начать работу, пред­ставьтесь участнику опроса и сообщите цель обследования. Поблагодарите за оказанную помощь.

Анкета для продавцов

1.Какие игрушки для дошкольников пользуются самым большим спросом у Ваших покупателей?

- куклы (для девочек), машины (для мальчиков)

- дидактические игрушки

- мягкие игрушки (изображающие животных)

- тематические наборы (назовите их)___________________________

- другие варианты ответа (укажите)____________________________

2. Чем, на Ваш взгляд, руководствуются взрослые, приобретая игрушки?

- веяниями моды

- стоимостью игрушек (подешевле, подороже)

- возрастными особенностями ребенка желанием расширить кругозор ребенка о технике, природе, быте людей, о разных народах

- другие вариантыответа (укажите)___________________________

3. Часто ли в продаже бывают военные игрушки? ДА НЕТ

Какие военные игрушки наиболее популярны?

- оружие (назовите какое) __________________________________________

- военная техника

- тематические наборы (назовите их)________________________________

- настольно-печатные игры на военную тематику (назовите их) ________________________________________________________________

- другие варианты ответа (укажите)_________________________________

4. Какие игрушки преобладают в продаже: импортные или отечественные?

5. Какие из них предпочитают покупатели и почему?

6. Советуются ли покупатели с Вами при выборе игрушки для своего ребенка? ДА НЕТ

7. Какие вопросы задают покупатели при выборе игрушки?

Анкета для покупателей

1. Как часто Вы покупаете игрушки для своего ребенка?

- зависит от материального положения

- зависит от поведения ребенка (игрушка как поощрение)

- только как подарок к празднику

- зависит от особенностей психического и физического развития ребенка

- другие варианты ответа (укажите)___________________________

2. Как Вы предпочитаете посещать магазины игрушек?

- с ребенком

- без ребенка

3. Если Вы посещаете магазин игрушек с ребенком, то чем руководствуе­тесь?

- желанием порадовать ребенка

- стремлением развивать его волю

- намерением познакомить его с домашней экономикой

- другие варианты ответа (укажите)____________________________

4. В каком случае Вы посещаете магазин игрушек без ребенка?

- ребенок капризничает, когда ему не покупают все понравившиеся игруш­ки

- чтобы избежать травмирования психики ребенка из-за невозможности купить эти игрушки

- территориальная удаленность магазина

- болезнь ребенка

- другие варианты ответа (укажите)____________________________

5. Чем обусловлен выбор игрушки при покупке?

- просьбой ребенка

- стоимостью игрушки

- желанием расширить знания ребенка о технике, природе, быте людей, о разных народах и т.д.

- возрастными особенностями ребенка

- индивидуальными склонностями ребенка (отдает предпочтение техничес­ким или дидактическим, образным или спортивным игрушкам)

- другие варианты ответа (укажите)___________________________

6. Покупаете ли Вы военные игрушки? ДА НЕТ

Какие военные игрушки Вы покупаете?________________________

7. Чем Вы руководствуетесь при покупке военных игрушек?

- просьбой ребенка

- желанием познакомить ребенка с жизнью военных

- считаете, что игрушки способствуют развитию мужества, смелости, волевых качеств

- это игрушки для мальчиков

- другие варианты ответа (укажите)___________________________

8. Если Вы не покупаете военных игрушек, то по какой причине?

-считаете, что они вызываюти развивают в детях агрессивность, жестокость

- ребенок не высказывает желания иметь их

- в детском саду достаточно таких игрушек

- другие варианты ответа (укажите)___________________________

9. Какие куклы привлекают Вашего ребенка?

- Барби

- образ младенца, ребенка

- плоскостная игрушка

- нет особого предпочтения

- другие варианты ответа (укажите)

10. О какой игрушке Вы мечтали в детстве?______________________

Исполнилась ли Ваша мечта? ДА НЕТ

Есть ли такая игрушка у Ваших детей? Как она появилась?

5. Составьте рекомендации для родителей на тему «Как пра­вильно выбрать игрушку для ребенка-дошкольника».

Для любознательных (что еще можно почитать по этой теме)

а) Мазурова И. Куклы для самых маленьких // Обруч. - 1998. -№1.

б) Басилова Т. Библиотека игрушек // Обруч. - 1998. - № 5.

в) Кузнецова Л., Сойко М. Город игры - вот то, что нам нужно //Обруч.-1999.-№4.-С. 17-19.

г) Ленок Я. Игры из ничего // Обруч. - 2000. - № 1.

д) Локтева О. Дидактические деревянные игрушки // Обруч. - 2001.-№ 4.-С. 16.

е) Репникова Л. Игры с перфокартами // Обруч. - 2001. - № 3. - С. 32.

ж) Локтева О. Пирамидка обыкновенная // Обруч. - 2001. - №1.-С.14-17.

и) Источник 34 –стр 7; 41-46

Литература: [11, [13], [29]. (34)

Практическое занятие 2

Тема Значение игры в развитии детей дошкольного возраста

Вопросы (письменно тезисы на каждый пункт)

1. Место игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

2. Развитие самостоятельности детей в игре.

3. Формирование взаимоотношений детей в игре.

4. Умственное развитие дошкольников в игровой деятельности.

5. Социально-нравственное развитие детей в игре.

6. Эмоциональное развитие дошкольника в игре.

7. Игра как средство коррекции развития детей дошкольного возраста.

8. Игра как средство развития мотивационно-потребностной сферы дошкольника.

9. Игры для развития познавательных и творческих способно­стей.

Наши рекомендации