Помогать запрыгать прибегать
Какая часть общая для всех слов, каким слогом они оканчиваются? {-гать) Составьте с этими словами предложения.
Послушайтерассказ. Передайте его содержание. Найдитев нем слова созвуком [г].
КАК ЛАСТОЧКА СТРОИТ СЕБЕ ГНЕЗДО
Как прилетят ласточки из-за синя моря домой, сразу начинают строить гнезда.
Лепят ласточки свое гнездо из речной глины или просто из грязи.
С рассвета до вечера с щебетом летают ласточки, носят в клювиках глину — строят гнезда. Вот и готово ласточкино гнездо. Внутри выстилает его ласточка травой, конским волосом.
Подберите слова-«родственники» к слову гнездо. Проверьте себя: гнездышко, гнездиться, гнездоваться, гнездовой, гнездовье, гнездование.
Послушайте стихотворение.
ЕЖ И ГАЛОША
Еж шел домой с тяжелой ношей И встретил на пути галошу. Галоше он сказал: «Пусти, Мне тяжело свой груз нести!» Галоша ежику в ответ Не говорит ни да, ни нет. Еж запыхтел, зафыркал еж: «Нет, от меня ты не уйдешь »^ Поддел галошу он иглой И уволок ее домой. Теперь ежиха, говорят, Купает в ней своих ежат.
В.Шульжак
Задайте вопросы по содержанию этого стихотворения. Нарисуйте к нему свои рисунки.
Произнесите несколько раз слоги со звуком [г*].
ГЯ — ГИ — ГЁ — ГЮ — ГЕ ГИ — ГЮ — ГЕ — ГЯ — ГЁ ГЮ — ГЁ — ГЯ — ГЕ — ГИ
Произнесите столько раз слог -гя-, сколько услышите хлопков.
Произнесите столько раз слог -ей-, сколько фишек (палочек) на столе.
Произнесите ряд слогов за взрослым, соблюдая ударение.
«ИГРА С МЯЧОМ»
Воспитываем внимание, быструю реакцию.
Мяч веселый есть у нас. Мы играли много раз, Я бросаю — ты поймай, Слоги быстро подбирай.
Взрослый бросает мяч и называет слог с твердым звуком [г], ребенок ловит мяч и подбирает слог с мягким [г'].
«эхо»
Учим выделять слог с мягким согласным [г'] среди других слогов.
Взрослый произносит слоги парами. Дети повторяют лишь слоги с мягким [г'].
ГА — ГЯ ГЕ — ГЭ ГИ — ГЫ
ГЮ — ГУ ГО — ГЁ ГУ — ГЮ
«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Учим различать [г]и [г'] в словах.
Взрослый называет слова с [г'] и [г], дети находят слово с мягким [г*].
Наган, дуга, гиря, погода. Ягоды, богач, говор, гипс. Угорь, горшок, гуашь, герой. Берлога, бумага, гиена, гуляш.
Проверьте себя: гиря, гипс, герой, гиена.
«ОДИН — МНОГО»
Взрослый называет слово в единственном числе, дети — во множественном.
Взрослый: Дети:
СЛОГ СЛОГИ
ФЛАГ ФЛАГИ
КРУГ КРУГИ
стяг стяги
ШЛАНГ ШЛАНГИ
«ДОБАВЬ СЛОГ»
Взрослый начинает слово, дети, добавляя слог -ги, заканчивают его.
НО... ДУ-... СЛУ-... СЕРЬ... ДЕНЬ... КНИ-... ТЕЛЕ... ДОРО-... БУМА... БЕРЛО-...
«ЦВЕТЫ» Учим различать в словах твердый [г] и мягкий [г'].
Посмотрите на картинки, назовите цветы: герань, гладиолусы, гвоздики, гиацинты, гортензии, георгины.
Названия каких цветов начинаются с мягкого [г']? Проверьте себя: [г'] в словах герань, георгин, гиацинт.
«В ЗООПАРКЕ» Учим различать в словах твердый [г] и мягкий звук [г'].
Назовите животных на рисунках. В названиях каких животных слышится мягкий [г']?
Проверьте себя: [г'] произносится в словах гиббон, гиена, бегемот, гиппопотам, гепард, носороги.
Назовите животное, в названии которого два слога, три слога, четыре слога.
Проверьте себя: ^^ — гиббон, гепард; ___— бегемот, гиена; wwww — носороги, гиппопотам.