Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов/зачетных единиц | Формируемые компетенции |
| | | |
Раздел 1. Методология практической педагогической деятельности | | | |
Тема 1.1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. | Содержание учебного материала | 11 |
| Предмет, задачи и основные понятия курса. Сущность педагогической деятельности как деятельности по решению профессионально-педагогических задач. Структура педагогической деятельности. Особенности профессионального мышления педагога как мышления в условиях реальной практической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. | ПК-3 ПК-5 ПК-6 |
| Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий.Многообразие различных подходов к пониманию сущности педагогической технологии. Понятие о педагогической технике, педагогическом мастерстве. |
Лекция | 2 | |
Самостоятельная работа студента | 9 |
Раздел 2. Технология решения педагогических задач, оценка выбора их решения | | |
Тема 2.1. Педагогическая ситуация и профессиональная педагогическая задача в структуре деятельности учителя. | Содержание учебного материала | 8 |
| Педагогические ситуации и педагогические задачи в деятельности педагога. Виды и типы профессиональных задач: стратегические, тактические, оперативные задачи, их специфические особенности, характеристика. Другие основания для вычленения видов и типов педагогических задач. Алгоритм анализа ситуации и технология решения профессиональной задачи. Оценка выбора решения педагогических задач. | ПК-5 ПК-6 |
| Анализ собственной профессиональной деятельности. Проектирование ситуаций с заданной педагогической целью. Решение психолого-педагогических задач, конструирование разных форм психолого-педагогической деятельности. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. |
Самостоятельная работа студента | 8 |
Раздел 3. Педагогическое проектирование | | |
Тема 3.1. Технология диагностической деятельности педагога. | Содержание учебного материала | 8 | |
| Понятие о педагогической диагностике, ее специфике. Взаимосвязь педагогической, психологической, социологической, медицинской и др. диагностик. | ПК-3 |
| Инструментарий педагогической диагностики: методы, приемы, средства, условия их выбора и применения. Диагностические методики изучения детей. |
| Интерпретация результатов педагогической диагностики как средство постановки педагогических целей и задач. |
Самостоятельная работа студента | 8 |
Тема 3.2. Технология проектировочной деятельности педагога. | | Сущность, структура, основные этапы проектной деятельности. Педагогическое проектирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. | 17 | ПК-5 ПК-6 |
| Способы постановки целей, типичные ошибки в процессе целеполагания. Понятие таксономии целей. |
| Особенности проектной деятельности учителя-предметника. Планирование как педагогическая задача. Сущность, научные основы планирования образовательного процесса. Многообразие видов планов работы учителя. |
| Особенности проектной деятельности классного руководителя. Формы планирования, виды планов классного руководителя, их характеристика. Структура плана, его логика. Проблема проектирования воспитательной среды класса. Проектирование профессионального самообразования педагога. |
Лабораторно-практическое занятие | 4 |
Самостоятельная работа студента | 13 |
Тема 3.3. Технология организаторской, контрольно-корректировочной, оценочной деятельности педагога. | | Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи. Особенности и этапы организаторской деятельности педагога. | 8 | ПК-5 ПК-6 |
| Контрольно-корректировочная и оценочная деятельность педагога. Технология педагогического регулирования, коррекции и контроля. |
| Технология тестирования, мониторинга, экспертного оценивания хода и результатов педагогической деятельности. ЕГЭ. Возрастосообразные технологии оценки достижений детей. |
Самостоятельная работа студента | 8 |
Раздел 4. Виды педагогических технологий | | | |
Тема 4.1. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. | | Позиция педагога в инновационных процессах. Понятие об инновационных технологиях. Коммуникативно-информационные, диалоговые, игровые, проблемные и др. технологии. Компьютерные и информационно-коммуникативные технологии, возможности их использования в деятельности учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования. | 8 | ПК-3 ПК-5 ПК-6 |
| Информационно – технологическое сопровождение образовательного процесса. Использование различных средств коммуникации (e-mail, Интернет, телефон и др.). |
| Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса. Приоритетность личностно-ориентированных гуманистических технологий. Возрастосообразные технологии. Технологии педагогической поддержки детей разного возраста. |
Самостоятельная работа студента | 8 |
Тема 4.2. Коммуникативная деятельность педагога. Формы и технологии взаимодействия субъектов педагогического процесса. | | Сущность педагогического общения, его специфика, функции. Структура педобщения: моделирование педагогом предстоящего общения (этап «прогноз»), организация непосредственного общения (этап «коммуникативная атака»), управление общением, коррекция замысла, стимулирование участия в общении; анализ состоявшегося общения; модель на предстоящую деятельность. | 8 | ПК-5 ПК-6 |
| Стили педагогического общения, условия их выбора и реализации. Использование техники вербального и невербального общения в профессиональной деятельности учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования. |
| Педагогическая этика и педагогический такт как ценностно-смысловые основы самоопределения педагога в профессиональной деятельности. |
Самостоятельная работа студента | 8 |
Подготовка к зачету | 4 |
Всего: | 72 |
| | | | | |