Практические методы обучения

Упражнения

Лабораторный метод

Познавательные игры

1. Упражнения — многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.

Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Дидактика формулирует ряд общих правил проведения упражнений:

• доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;

• разнообразие упражнений;

• систематичность проведения упражнений;

• после объяснения нового материала упражнения даются чаще;

• постепенное нарастание трудности упражнений.

Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки выступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета.

Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде. Правильно организованные упражнения имеют большое воспитательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений.

В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнений.

2. Лабораторные работы — один из практических методов обучения, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений.

В процессе лабораторной работы имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются здесь и с физическими действиями, с моторными актами, поскольку учащиеся при помощи технических средств воздействуют на изучаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктивность познавательного процесса. Лабораторные работы могут проводиться

• в иллюстративном плане, когда учащиеся в своих опытах воспроизводят то, что было предварительно продемонстрировано учителем;

• в исследовательском плане, когда учащиеся сами впервые решают поставленную перед ними познавательную задачу и на основании опытов самостоятельно приходят к новым для них выводам.

Выполнение лабораторных работ сопровождается записью получаемых данных и графическим изображением изучаемых явлений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.

3. Познавательные (дидактические) игры— это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.

Современные дидактические игры в начальной школе ~ это преимущественно игры по правилам.Игры имеют много функций:

• активизируют познавательные процессы;

• воспитывают интерес и внимательность детей;

• развивают способности;

• вводят детей в жизненные ситуации;

• учат их действовать по правилам;

• развивают любознательность, внимательность;

• закрепляют знания, умения.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.

В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры - игровая ситуация, прием, упражнение.

Общая структура дидактической игрысодержит компоненты:

• мотивационный — потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;

• ориентировочный — выбор средств игровой деятельности;

• исполнительный — действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

• контрольно-оценочный — коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Наши рекомендации