Практические методы обучения
Упражнения
Лабораторный метод
Познавательные игры
1. Упражнения — многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.
Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Дидактика формулирует ряд общих правил проведения упражнений:
• доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;
• разнообразие упражнений;
• систематичность проведения упражнений;
• после объяснения нового материала упражнения даются чаще;
• постепенное нарастание трудности упражнений.
Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки выступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета.
Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде. Правильно организованные упражнения имеют большое воспитательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений.
В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнений.
2. Лабораторные работы — один из практических методов обучения, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений.
В процессе лабораторной работы имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются здесь и с физическими действиями, с моторными актами, поскольку учащиеся при помощи технических средств воздействуют на изучаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктивность познавательного процесса. Лабораторные работы могут проводиться
• в иллюстративном плане, когда учащиеся в своих опытах воспроизводят то, что было предварительно продемонстрировано учителем;
• в исследовательском плане, когда учащиеся сами впервые решают поставленную перед ними познавательную задачу и на основании опытов самостоятельно приходят к новым для них выводам.
Выполнение лабораторных работ сопровождается записью получаемых данных и графическим изображением изучаемых явлений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.
3. Познавательные (дидактические) игры— это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.
Современные дидактические игры в начальной школе ~ это преимущественно игры по правилам.Игры имеют много функций:
• активизируют познавательные процессы;
• воспитывают интерес и внимательность детей;
• развивают способности;
• вводят детей в жизненные ситуации;
• учат их действовать по правилам;
• развивают любознательность, внимательность;
• закрепляют знания, умения.
Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.
В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры - игровая ситуация, прием, упражнение.
Общая структура дидактической игрысодержит компоненты:
• мотивационный — потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
• ориентировочный — выбор средств игровой деятельности;
• исполнительный — действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
• контрольно-оценочный — коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.