Сопровождения

В данном разделе мы в схематичном виде представим, в какой форме участвуют и какие задачи решают в ходе сопро­вождения основные участники учебно-воспитательного процес­са: педагоги-предметники, классные руководители, завуч, пси­хологи, школьная администрация и, конечно, родители. В этот процесс могут быть также включены социальный педагог и со­циальный работник школы. Но их функции и обязанности оста­ются на сегодняшний день очень неопределенными (для авто­ров модели), поэтому мы лишь коснулись их возможного учас­тия в разделе, посвященном психолого-педагогическому консилиуму и его работе.

Сопровождающую деятельность каждого из участников учеб­но-воспитательного процесса рассмотрим в двух уже описываемых

------ • • • Планирование, психологической деятельности • • • -

ранее важных ситуациях: в случае проведения диагностического минимума и в случае индивидуального запроса к психологу.

Первая ситуация — источником информации о школь­нике служит психодиагностический минимум. В этом случае со­провождающая работа со школьниками будет осуществляться в рамках всего цикла работы с данной параллелью. Напомним, что этот цикл состоит из нескольких основных этапов — поста­новки и уточнения проблемы, а также ее решения. Постановка и решение проблемы в значительной степени — это диагностичес­кая работа, решение проблемы закладывается на психолого-пе­дагогическом консилиуме и осуществляется в целой системе кон­кретных мероприятий. В процессе всего цикла сопровождения определенной параллели каждым участником сопровождения решаются следующие задачи, реализуются конкретные виды работ, представленные ниже в сводной таблице № 9 (стр. 216). Таким образом, на этапе подготовки к консилиуму актив­ную сопровождающую работу осуществляют психолог и клас­сный руководитель, собирая информацию о школьниках, завуч и школьная администрация оказывают организационную под­держку, педагоги-предметники и родители выступают основ­ными «поставщиками» информации (см. Схему 7 на с. 220).

На этапе проведения психолого-педагогического консилиу­ма активно работают психолог, классный руководитель, завуч и школьный медик при организационной поддержке админис­трации.

Наконец, на третьем этапе число активных участников со­провождения возрастает: «своя» работа есть у психолога, классного руководителя, завуча, педагогов-предметников и

родителей.

Вторая ситуация — началом психологической рабо­ты служит индивидуальный запрос, поступающий от школьни­ка, его родителей и педагога. В данном случае также может быть предложен некоторый алгоритм работы с запросом. Для его изложения воспользуемся схемой, разработанной Е. В, Бур-мистровой, М. С. Гончаровой и Р. А. Васильевой и несколько модифицированной нами. В процессе работы психолога с ре­альным запросом может быть выделено несколько основных этапов (см. Схему 8 на с. 221).

Первый этап — непосредственная работа психолога с «ав­тором» запроса. В первом случае это работа со школьником,

Участник сопровож­дения

Деятельность на этапе подготовки к консилиуму

Деятельность в рамках психо­лого-педагогического конси­лиума

Деятельность по реализации реше­ний психолого-педагогического консилиума



to

Психолог

Проведение необходимой диагностической работы: диагностического миниму ма и различных схем уг­лубленной диагностики в отношении группы «проблемных детей» Подготовка материалов к консилиуму

Предоставление участникам консилиума необходимой ннфор мацин по конкретным ученикам и ученическим группам Участие в разработке стратегии сопровождения

Планирование форм и направле ний работы в рамках сопровож­дения конкретных учеников и ученических групп в целом

Проведение психокоррекцпонных, развивающих и консультативных мероприятий со школьниками Проведение групповых и индивиду­альных консультаций с педагогами и родителями

Консультирование администрации Планирование совместной работы с классными руководителями

Социально-диспетчерская деятель­ность

Психологическое просвещение



Классный руководитель

Сбор информациио педа­гогических аспектах ста­туса школьника (собст­венные наблюдения, бе­седы или анкетирование

Предоставление необходимой пе­дагогической информации участ­никам консилиума Участие в разработке стратегии сопровождения

Проведение конкретных форм вос­питательной работы в рамках реше­ний консилиума Консультирование родителей и педагогов-предметников по вопро-



Педагог-предметник

педагогов-предметников)

Участие в экспертных оп­росах на этапе диагно­стического минимума Предоставление необхо­димой информации классному руководителю и психологу в рамках их подготовки к консилиуму

Планирование форм и направ­лений работы в рамках сопрово­ждения конкретных учеников и ученических групп в целом

Не участвует

сам сопровождения школьников и ученических групп

Участие в групповых и индивиду­альных консультациях, проводимых психологом, завучем или медиком Разработка индивидуальных стра­тегий педагогического сопровожде­ния конкретных школьников и ее последующая реализация Работа с содержательными и методическими аспектами учебных программ . Консультирование родителей Участие в методических семинарах, посвященных содержанию сопро­вождающей педагогической дея­тельности в различных школьных параллелях

.. I

g

о


Завуч Организационная Организация работы консилиу- Помощь педагогам в разработке помощь в проведении ма, участие в его работе, разра- стратегий сопровождения основных диапшстичес- ботка педагогических аспектов Консультирование педагогов по ких мероприятий сопровождения отдельных методическим и содержательным школьников и классных вопросам параллелей Консультирование администрации Школьная Организационная Не участвует Встречи с психологом и завучем по администра- помощь в проведении обсуждению результатов консилн-Ш диагностической работы ума Участие в проведении сопровожда­ющей работы, предполагающей административное руководство Родители Предоставление необхо- Не участвует Участие в групповых консультаци-школьников димой информации пси- ях с психологом и педаго гами по хологу и классному руко- результатам консилиума водителю в рамках под- Сотрудниче ство с психологом и готовки к консилиуму классным руководителем в решении школьных проблем ребенка

обратившимся к психологу с определенном проблемен, в ром — с родителем, в третьем — с педагогом. Во втором и третьем случаях взрослые могут обратиться к психологу как с собственными проблемами, так и с проблемами, которые воз­никают у них во взаимодействии с ребенком, учеником. На первом этапе психолог пытается решить любую из них, не об­ращаясь к другим лицам, в частности, ученику, послуживше­му поводом для обращения. Часто это оказывается возмож­ным либо потому, что проблема оказывается личностной, ребе­нок выступил поводом для ее проявления, либо потому, что той информации, которую предоставляет взрослый, достаточно для того, чтобы дать необходимую консультацию. Если же в таком парном взаимодействии решить проблему клиента не представ­ляется возможным, работа психолога переходит на второй этап. К работе с запросом школьника на втором этапе психолог привлекает педагога и (или) родителя в зависимости от содер­жания проблемы. И родитель, и педагог в данном случае рас­сматриваются психологом как субъекты сопровождения, он об­ращается к ним как к коллегам для совместного решения про­блемы ребенка. Конечно, в случае, если взрослые не готовы к принятию на себя ответственности за ее решение, психологу пред­стоит и определенная работа с ними как с клиентами. К работе с запросом педагога и родителя, касающегося взаимоотношений с ребенком, психолог привлекает самого школьника. Может быть проведена дополнительная психологическая диагностика, беседа или собственно консультативная и коррекционная работа со школьником. Если в рамках данной системы проблема не может быть решена, круг участников расширяется.

На третьем этапе к процессу сопровождения привлекается классный руководитель и (или) завуч. Причиной может быть, например, то, что педагог не может или не хочет в сотрудни­честве с психологом решить проблему ребенка либо их совмес­тных усилий недостаточно. Может потребоваться специальная воспитательная работа, проводимая классным руководителем, организация методической педагогической помощи (завуч), при­влечение сил всех педагогов-предметников данного класса.

Четвертый этап работы с запросом разворачивается, если со­держащаяся в нем проблема требует участия администрации -заместителя директора по воспитательной работе или самого ди­ректора. И, наконец, пятый этап — это выход через администра-


 

 


• •• М. Битянова • • •

• • • Планирование психологической деятельности



цию на внешние инстанции — муниципалитет, милицию, окруж­ные комиссии и т. д. При этом на любом этапе работа может либо прекратиться, либо найти выход на специализированные учреж­дения — психологический центр, поликлинику и др.

Разберем этот алгоритм на гипотетическом примере. К психологу обратился педагог, преподаватель математики в 7-8 классах с прось­бой помочь решить учебные проблемы ученицы 7-го класса. Пробле­мы, по мнению учителя, возникают из-за крайней невнимательности, несобранности п незаинтересованности девочки, а также из-за «чрез­мерного интереса к противоположному полу». На уроках, считает пе­дагог, она думает только о том, как понравиться мальчикам. Если у психолога достаточно информации о самом подростке, уровне ее раз­вития и психологическом состоянии, он может провести консультатив­ную встречу с педагогом по разработке мер педагогического влияния, организации обучения ученицы, не расширяя круг вовлеченных в про­блему. В противном случае, психолог приступит к сбору диагности­ческой информации, беседуя с другими педагогами, родителями и са­мой школьницей. Полученные данные могут опять же привести его к необходимости проконсультировать только данного педагога, но мо­гут и поставить его перед необходимостью вести соответствующую работу и с ее родителями (по вопросам воспитания девочки, отноше­ния домашних к ее школьным проблемам и т. д), и с самой девочкой. Если ее проблемы окажутся шире взаимоотношений с конкретным педагогом и восприятием конкретного предмета, психолог может об­ратиться к завучу или классному руководителю с просьбой провести рабочий консилиум по обсуждению данного случая, либо непосред­ственно выйти на педагогический коллектив данной параллели. Учас­тие школьной администрации может оказаться необходимой в том случае, если педагоги займут жесткую позицию по отношению к уче­нице либо возникнет необходимость оставить ее на повторное обуче­ние, перевести в коррекционную группу, оказать административное влияние на родителей.

Описанные выше схемы работы могут послужить основой организационной работы не только самого психолога. Осмыс­ленные и принятые другими участниками учебно-воспитатель­ной системы, они помогут внести ясность в задачи психологи­ческой службы, формы участия в ее работе педагогов, адми­нистрации и родителей. Мы считаем, что есть смысл провести специальный методический совет школы по обсуждению и принятию алгоритмов такого типа за основу работы со школь-

пиком, его психологическими и педагогическими проблемами. Его можно проработать в деловой игре, в схематичном виде раздать всем педагогам с тем, чтобы он заработал как живой механизм психолого-педагогического сотрудничества.

ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ

Наши рекомендации