Сопровождения
В данном разделе мы в схематичном виде представим, в какой форме участвуют и какие задачи решают в ходе сопровождения основные участники учебно-воспитательного процесса: педагоги-предметники, классные руководители, завуч, психологи, школьная администрация и, конечно, родители. В этот процесс могут быть также включены социальный педагог и социальный работник школы. Но их функции и обязанности остаются на сегодняшний день очень неопределенными (для авторов модели), поэтому мы лишь коснулись их возможного участия в разделе, посвященном психолого-педагогическому консилиуму и его работе.
Сопровождающую деятельность каждого из участников учебно-воспитательного процесса рассмотрим в двух уже описываемых
------ • • • Планирование, психологической деятельности • • • -
ранее важных ситуациях: в случае проведения диагностического минимума и в случае индивидуального запроса к психологу.
Первая ситуация — источником информации о школьнике служит психодиагностический минимум. В этом случае сопровождающая работа со школьниками будет осуществляться в рамках всего цикла работы с данной параллелью. Напомним, что этот цикл состоит из нескольких основных этапов — постановки и уточнения проблемы, а также ее решения. Постановка и решение проблемы в значительной степени — это диагностическая работа, решение проблемы закладывается на психолого-педагогическом консилиуме и осуществляется в целой системе конкретных мероприятий. В процессе всего цикла сопровождения определенной параллели каждым участником сопровождения решаются следующие задачи, реализуются конкретные виды работ, представленные ниже в сводной таблице № 9 (стр. 216). Таким образом, на этапе подготовки к консилиуму активную сопровождающую работу осуществляют психолог и классный руководитель, собирая информацию о школьниках, завуч и школьная администрация оказывают организационную поддержку, педагоги-предметники и родители выступают основными «поставщиками» информации (см. Схему 7 на с. 220).
На этапе проведения психолого-педагогического консилиума активно работают психолог, классный руководитель, завуч и школьный медик при организационной поддержке администрации.
Наконец, на третьем этапе число активных участников сопровождения возрастает: «своя» работа есть у психолога, классного руководителя, завуча, педагогов-предметников и
родителей.
Вторая ситуация — началом психологической работы служит индивидуальный запрос, поступающий от школьника, его родителей и педагога. В данном случае также может быть предложен некоторый алгоритм работы с запросом. Для его изложения воспользуемся схемой, разработанной Е. В, Бур-мистровой, М. С. Гончаровой и Р. А. Васильевой и несколько модифицированной нами. В процессе работы психолога с реальным запросом может быть выделено несколько основных этапов (см. Схему 8 на с. 221).
Первый этап — непосредственная работа психолога с «автором» запроса. В первом случае это работа со школьником,
Участник сопровождения
Деятельность на этапе подготовки к консилиуму
Деятельность в рамках психолого-педагогического консилиума
Деятельность по реализации решений психолого-педагогического консилиума
to
Психолог
Проведение необходимой диагностической работы: диагностического миниму ма и различных схем углубленной диагностики в отношении группы «проблемных детей» Подготовка материалов к консилиуму
Предоставление участникам консилиума необходимой ннфор мацин по конкретным ученикам и ученическим группам Участие в разработке стратегии сопровождения
Планирование форм и направле ний работы в рамках сопровождения конкретных учеников и ученических групп в целом
Проведение психокоррекцпонных, развивающих и консультативных мероприятий со школьниками Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями
Консультирование администрации Планирование совместной работы с классными руководителями
Социально-диспетчерская деятельность
Психологическое просвещение
Классный руководитель
Сбор информациио педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы или анкетирование
Предоставление необходимой педагогической информации участникам консилиума Участие в разработке стратегии сопровождения
Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решений консилиума Консультирование родителей и педагогов-предметников по вопро-
Педагог-предметник
педагогов-предметников)
Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума Предоставление необходимой информации классному руководителю и психологу в рамках их подготовки к консилиуму
Планирование форм и направлений работы в рамках сопровождения конкретных учеников и ученических групп в целом
Не участвует
сам сопровождения школьников и ученических групп
Участие в групповых и индивидуальных консультациях, проводимых психологом, завучем или медиком Разработка индивидуальных стратегий педагогического сопровождения конкретных школьников и ее последующая реализация Работа с содержательными и методическими аспектами учебных программ . Консультирование родителей Участие в методических семинарах, посвященных содержанию сопровождающей педагогической деятельности в различных школьных параллелях
.. I
g
о
Завуч Организационная Организация работы консилиу- Помощь педагогам в разработке помощь в проведении ма, участие в его работе, разра- стратегий сопровождения основных диапшстичес- ботка педагогических аспектов Консультирование педагогов по ких мероприятий сопровождения отдельных методическим и содержательным школьников и классных вопросам параллелей Консультирование администрации Школьная Организационная Не участвует Встречи с психологом и завучем по администра- помощь в проведении обсуждению результатов консилн-Ш|я диагностической работы ума Участие в проведении сопровождающей работы, предполагающей административное руководство Родители Предоставление необхо- Не участвует Участие в групповых консультаци-школьников димой информации пси- ях с психологом и педаго гами по хологу и классному руко- результатам консилиума водителю в рамках под- Сотрудниче ство с психологом и готовки к консилиуму классным руководителем в решении школьных проблем ребенка |
обратившимся к психологу с определенном проблемен, в ром — с родителем, в третьем — с педагогом. Во втором и третьем случаях взрослые могут обратиться к психологу как с собственными проблемами, так и с проблемами, которые возникают у них во взаимодействии с ребенком, учеником. На первом этапе психолог пытается решить любую из них, не обращаясь к другим лицам, в частности, ученику, послужившему поводом для обращения. Часто это оказывается возможным либо потому, что проблема оказывается личностной, ребенок выступил поводом для ее проявления, либо потому, что той информации, которую предоставляет взрослый, достаточно для того, чтобы дать необходимую консультацию. Если же в таком парном взаимодействии решить проблему клиента не представляется возможным, работа психолога переходит на второй этап. К работе с запросом школьника на втором этапе психолог привлекает педагога и (или) родителя в зависимости от содержания проблемы. И родитель, и педагог в данном случае рассматриваются психологом как субъекты сопровождения, он обращается к ним как к коллегам для совместного решения проблемы ребенка. Конечно, в случае, если взрослые не готовы к принятию на себя ответственности за ее решение, психологу предстоит и определенная работа с ними как с клиентами. К работе с запросом педагога и родителя, касающегося взаимоотношений с ребенком, психолог привлекает самого школьника. Может быть проведена дополнительная психологическая диагностика, беседа или собственно консультативная и коррекционная работа со школьником. Если в рамках данной системы проблема не может быть решена, круг участников расширяется.
На третьем этапе к процессу сопровождения привлекается классный руководитель и (или) завуч. Причиной может быть, например, то, что педагог не может или не хочет в сотрудничестве с психологом решить проблему ребенка либо их совместных усилий недостаточно. Может потребоваться специальная воспитательная работа, проводимая классным руководителем, организация методической педагогической помощи (завуч), привлечение сил всех педагогов-предметников данного класса.
Четвертый этап работы с запросом разворачивается, если содержащаяся в нем проблема требует участия администрации -заместителя директора по воспитательной работе или самого директора. И, наконец, пятый этап — это выход через администра-
• •• М. Битянова • • •
• • • Планирование психологической деятельности
цию на внешние инстанции — муниципалитет, милицию, окружные комиссии и т. д. При этом на любом этапе работа может либо прекратиться, либо найти выход на специализированные учреждения — психологический центр, поликлинику и др.
Разберем этот алгоритм на гипотетическом примере. К психологу обратился педагог, преподаватель математики в 7-8 классах с просьбой помочь решить учебные проблемы ученицы 7-го класса. Проблемы, по мнению учителя, возникают из-за крайней невнимательности, несобранности п незаинтересованности девочки, а также из-за «чрезмерного интереса к противоположному полу». На уроках, считает педагог, она думает только о том, как понравиться мальчикам. Если у психолога достаточно информации о самом подростке, уровне ее развития и психологическом состоянии, он может провести консультативную встречу с педагогом по разработке мер педагогического влияния, организации обучения ученицы, не расширяя круг вовлеченных в проблему. В противном случае, психолог приступит к сбору диагностической информации, беседуя с другими педагогами, родителями и самой школьницей. Полученные данные могут опять же привести его к необходимости проконсультировать только данного педагога, но могут и поставить его перед необходимостью вести соответствующую работу и с ее родителями (по вопросам воспитания девочки, отношения домашних к ее школьным проблемам и т. д), и с самой девочкой. Если ее проблемы окажутся шире взаимоотношений с конкретным педагогом и восприятием конкретного предмета, психолог может обратиться к завучу или классному руководителю с просьбой провести рабочий консилиум по обсуждению данного случая, либо непосредственно выйти на педагогический коллектив данной параллели. Участие школьной администрации может оказаться необходимой в том случае, если педагоги займут жесткую позицию по отношению к ученице либо возникнет необходимость оставить ее на повторное обучение, перевести в коррекционную группу, оказать административное влияние на родителей.
Описанные выше схемы работы могут послужить основой организационной работы не только самого психолога. Осмысленные и принятые другими участниками учебно-воспитательной системы, они помогут внести ясность в задачи психологической службы, формы участия в ее работе педагогов, администрации и родителей. Мы считаем, что есть смысл провести специальный методический совет школы по обсуждению и принятию алгоритмов такого типа за основу работы со школь-
пиком, его психологическими и педагогическими проблемами. Его можно проработать в деловой игре, в схематичном виде раздать всем педагогам с тем, чтобы он заработал как живой механизм психолого-педагогического сотрудничества.
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ