Изучение продуктов деятельности
Количественно-качественный анализ различных источников, которые несут в себе следы результатов деятельности человека. Метод имеет и другие названия – «анализ следов деятельности», «праксиметрический метод», «архивный метод» и др.
Поскольку в качестве источников (носителей информации) могут использоваться любые носители, проявления этого метода в исследовательской практике различных наук очень разнообразны. Так, в социологии конкретным проявлением этого метода является контент-анализ, в криминалистике – особая техника анализа закономерностей возникновения материальных следов, отражающих механизм совершения преступления – трасология. Трасологию часто рассматривают даже как отдельную прикладную науку, изучающую любые индивидуальные свойства, включая природные (например, дактилоскопия).Есть даже археологическая трасология, изучающая следы деятельности, оставшиеся на древних орудиях труда, предметах быта, следы их обработки и применения.
Изучение продуктов деятельности имеет конкретно-научную специфику не только в отношении носителей информации о деятельности, но и исследовательских задач, возникающих в каждой науке. В психологии и педагогике чаще всего изучаются любые продукты действий людей (литературные произведения, рисунки, поделки и др.), по которым можно выявить особенности индивидуальной психики, способности, отношения, уровень навыков и умений и пр. И в психологии и в педагогике изучение продуктов деятельности используется в многочисленных модификациях. Метод вполне применим в любом эмпирическом исследовании.
При обращении к этому методу исследователю следует проявить самостоятельность: единых рекомендаций к его использованию не существует. Нужно хорошо представлять себе цель применения (получение какого рода информации необходимо для цели исследования, каковы будут единицы анализа), специфику объекта изучения (материальный след, текст, образ, элементы ситуации, поступки людей под влиянием определенных причин и т.п.) и его информационные возможности и ограничения, порядок сбора информации (единицы наблюдения, процедуры подсчета, способы регистрации и фиксации на определенном носителе), способы интерпретации (количественные и качественные).
Контент-анализ
Контент-анализ (от англ. content– содержание) – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и последующей статистической обработке. В определенном отношении является конкретизацией метода изучения следов деятельности и характеризуется большей строгостью, систематичностью. Можно также сказать, что это метод анализа содержания текстов (в широком смысле) с целью выявления и измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих текстах. Контент-анализ целесообразно применять, когда есть значительный повторяющийся материал, размещенный в определенных объектах (средства массовой информации, большое число однотипных источников – сочинений, теле- или радио программ, текстов выступлений и т.п.), который можно подсчитать и проинтерпретировать, в том числе с применением методов статистического анализа. Впервые как метод контент-анализ применен в начале XX века М. Вебером для изучения освещения прессой политических акций в Германии, позднее – Г. Лассуэллом, изучавшим содержание пропагандистских сообщений военного времени (его работа «Язык политики: изучение на основе количественной семантики», вышедшая в 1949 году, положила начало широкой известности метода).Чаще всего при контент-анализе подсчитывают частоту повторения в тексте определенных характеристик, отражающих важные для исследования показатели: цели и установки авторов текста, реакции автора текста на события, способы влияния текста на реципиентов и т.п. Появившись как метод изучения публицистических, газетных, журнальных тестов контент анализ развился сегодня до комплексного метода анализа любых текстов (в том числе и изобразительных) в телевидении, интернете.
Контент-анализ может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:
– классификатор контент-анализа;
– регистрационная карточка или кодировальная матрица;
– протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа;
– инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета;
– каталог (список) проанализированных документов.
Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) и единицы анализа. Категория анализа характеризует исследуемое явление, единица анализа – проявления этой категории в тексте. Выделяют единицы смысловые (качественные, отражающие категории анализ), и единицы счета (количественные, отражающие частоту и некоторые характеристики встречаемости единицы). Единицами контент-анализа в тексте могут быть слово, предложение, абзац, тема, идея, автор, персонаж, элемент рисунка и пр. – все то, что отражает категорию анализа, а единица счета – то, что позволяет количественно регистрировать проявление категории анализа (количество слов или их сочетаний, строк, печатных знаков, площадь, занимаемая текстом и др.). Выделить единицы анализа достаточно трудно. Существует ряд правил, которых стоит придерживаться: единица анализа должна быть настолько большой, чтобы выразить значение и настолько малой, чтобы не выражать несколько значений; она должна легко опознаваться в тексте, даже в вариативных вербальных (или иных) индикаторах; единиц анализа должно быть столько, чтобы иметь возможность сравнения, создания выборок, объединения.
Основное предназначение классификатора – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор часто уподобляют социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов.
Регистрационная карточка (кодировальная матрица) предназначена для каждого источника, в ней фиксируется количество единиц счета в каждом источнике (документе).На основе подсчета данных всех регистрационных карточек данного документа заполняется протокол (бланк) контент-анализа – форма фиксации категорий и единиц анализа, составленный на основе классификатора, содержащий сведения о документе и итоги его анализа.
Сложились различные способы измерения результатов контент-анализа. Самым простым является подсчет удельного веса той или иной категории в исследуемом объеме данных, осуществляемый как отношение единиц анализа, фиксирующих данную категорию к общему числу единиц анализа. Часто вычисляется так называемый коэффициент Яниса, предназначенный для определения соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов о предмете анализа. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных, коэффициент Яниса подсчитывается по формуле: c = (f2 - f х n) / (r х t), где f – число положительных оценок; n – число отрицательных оценок; r – объем содержания текста, имеющего прямое отношениек научаемой проблеме; t – общий объем анализируемого текста. Когда положительных оценок меньше, чем отрицательных, формула подсчета коэффициента Яниса принимает вид: c = (f х n - f х n2) / (r х t ).
В последние годы метод компьютеризирован, есть несколько программ, позволяющих достаточно быстро обрабатывать полученный материал (WordStat, KWALITAN, Lekta,The Yoshikoder и др.; позволяет проводить контент-анализ и отечественная компьютерная система ВААЛ).
Текстом в контент-анализе может служить все, что опубликовано (официальные документы, книги, газетные или журнальные статьи, устные выступления любых людей, кино- и видеозаписи, фотографии, рисунки, произведения искусства, и пр.) В психологии контент-анализ наиболее часто используется в как вспомогательный метод обработки данных, полученных при применении других методах исследования.
Различают качественный (неколичественный, когда фиксируется лишь наличие элемента содержания текста – индикатора, отмечаемого исследователем) и количественный, основанный на использовании количественных мер для получения частотных характеристик содержания текста.
В педагогике метод почти не используется, в психологии – используется довольно редко, видимо, из-за громоздкости и сложности процедур. При необходимости обращения к нему следует обратиться к соответствующей литературе