Изучение продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности – метод, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности.

Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии. психологии творчества. Данный метод представляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

Метод изучения продуктов деятельности – это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.

Следует заметить, что в той или иной степени все методы психологии и педагогики направлены в конечном счете на анализ деятельности. По мнению В. И. Загвяздинского, «особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в непосредственный контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений».

Объекты изучения:изделия ручного труда, рукоделия, стихи, сказки, рассказы, рисунки, лепка, аппликации, постройки и др.

Требования к методу

· наличие программы изучения, как предмета деятельности, так и процесса его изготовления

· изучение объекта в соответствии с условиями жизни и деятельности испытуемых.

Наблюдая за процессом создания продукта, необходимо обратить внимание на:

  • последовательность действий
  • наличие ошибок и их исправление, самоконтроль
  • обращения за помощью
  • самостоятельность и увлеченность
  • устойчивость внимания
  • преодоление трудностей и достижение результата
  • речевые и эмоциональные реакции.

Поскольку единичный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же ребенка. Сохранение продуктов детской деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики развития творческих и других способностей ребенка.

Сегодня в психолого-педагогических исследованиях при обращении к методу изучения продуктов (результатов) деятельности все более широко используются фотографирование, киносъемка, телевидение и звукозапись, компьютерная техника. Технические средства используются в том случае, когда их применение органически входит в методику исследования, и нет возможности получить необходимые данные другим способом.

Фотоснимки дают возможность запечатлеть и охарактеризовать многие детали действий ребенка, зафиксировать проявление его эмоций, воли и т. д. Киносъемка позволяет точно зафиксировать и проследить динамику действий и изменений в поведении. Видеозапись и ее просмотр позволяют исследователю как бы со стороны анализировать события, в которых он сам принимал участие. Средства звукозаписи способствуют анализу содержательного и фонетического аспектов речи детей. Компьютеры позволяют значительно ускорить обработку эмпирического материала. Кроме того, данные, полученные при помощи технических средств, сохраняются и могут быть повторены столько раз, сколько потребуется исследователю. Они объективны и представляют большую научную ценность.

К методам изучения продуктов деятельности можно отнести метод изучения документации.В процессе работы исследователь сталкивается с необходимостью изучать различные документы: служебные характеристики, личные дела, медицинские карты, автобиографии, ученические дневники, журналы контрольных проверок, приказов и распоряжений руководства образовательных учреждений, протоколы собраний и заседаний и т. п. Анализ этих документов позволяет выявить динамику развития личности обучающегося, сопоставить официальные мнения, получить объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

По форме фиксации информации документы обычно делятся на:

а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста;

б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);

в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т. д.);

г) фонетические (магнитофонные записи, лазерные диски, грампластинки).

По содержанию информации документальные источники делятся на:

а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, стандарты (ГОСТы) и т. п.;

б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

Следует заметить, что информация, полученная из различных документов, обычно обширна, объемна. Непросто запомнить биографические данные даже одного человека. Когда же обследуются десятки и сотни людей, то эта задача усложняется до предела. Помимо этого, характеристики и другие документы пишутся в произвольной форме, что создает трудности при их сопоставлении, анализе и оценке. Здесь помогает только опыт, интуиция, автоматизация обработки и хранения данных документов с помощью ЭВМ.

Одним из вариантов данного метода является контент-анализ – метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.

Контент-анализ(от англ, «содержание» и греч. «разло­жение, расчленение») - метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую форма­лизацию процессов осмысления материала. Включает в себя:

- выделение системы опорных понятий (категорий ана­лиза);

- отыскание их индикаторов - слов, словосочетаний, суждений и т. п. - (единиц анализа);

- статистическую обработку данных.

Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможной статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ); 2) суждение или законченная мысль; 3) тема; 4) персонаж; 5) автор; 6) целостное сообщение.

Цели контент-анализа:

· изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов), как отдельных личностей, так и группы. в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих о себе знать лишь в потоке сообщения;

· изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);

· Изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей адресатов;

· обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.);

· анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.

Данный метод зародился в 20-е гг. в американской жур­налистике как средство количественно-качественного изу­чения содержания прессы. В настоящее время активно при­меняется в социальной психологии, социологии, психоди­агностике, политологии, психологии рекламы и пропаган­ды.

К числу его несомненных достоинств относятся возмож­ность точной регистрации внешне неразличимых показа­телей в объемных массивах эмпирических данных, способ­ность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей, допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций, относительная объективность Т-процедур и надёжность результатов, отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испыту­емых.

По сути, контент-анализ предполагает перевод качествен­но представленной информации на язык счета. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объемный и со­держательно богатый текст, а во-вторых, обладать опреде­ленным уровнем исследовательской подготовленности, по­зволяющим эффективно реализовать потенциал данного метода.

Наряду с этим следует помнить, что контент-анализу присущи и некоторые ограничения. Так, известно, что ха­рактер информации во многом определяется замыслами ее автора и спецификой форм предъявления. Поэтому впол­не возможно принятие исследователем вымысла за доку­ментальность или упущение каких-либо существенных дан­ных вследствие недостаточной выраженности их в обраба­тываемом материале. Искажения информации могут воз­никать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все име­ющиеся варианты их словесного выражения.

Кроме того, далеко не всякий материал поддается необ­ходимой формализации. Предельно трудно было бы при­менить данный метод, скажем, к описанию поведения ли­рического героя поэтического произведения.

В современной психологической практике контент-ана­лиз находит свое применение в трех разновидностях:

1) в качестве основного метода исследований;

2) как составная часть используемого комплекса иссле­довательских методов;

3) в виде вспомогательной процедуры обработки дан­ных, полученных иными эмпирическими способами.

В любом случае, представляется необходимой предвари­тельная проверка достоверности анализируемого текста или устного сообщения, а также установление степени надежно­сти, содержательной и критериальной валидности аналити­ческой процедуры. Иначе обоснованность и объективность результатов могут оказаться неудовлетворительными.

Описывая особенности применения контент-анализа, принято указывать меру устойчивости полученных сведений при замене кодировщиков (лиц, регистрирующих пред­писанные параметры и признаки) и давать характеристи­ку степени согласованности результатов этого метода с данными, собранными другими способами.

Рассмотрим содержание основных этапов контент-анализа.

1. Подготовительный этап(разработка программы ана­лиза материала). Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранногометода особенностям предстоящей работы, составление классификатора (опорной схемы для контент-анализа), под­готовку инструкций для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы.

Особое внимание следует здесь обратить на составление т. н. классификатора,представляющего собой перечень ка­тегорий анализа, соответствующих им индикаторов, приня­тых единиц счета. Это основа алгоритма последующих дей­ствий, от качества которой зависит эффективность работы в целом.

Категории анализа- это ключевые элементы исследо­вательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с постав­ленной целью. В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определенные проблемы, идеи или темы. Например, анализируя характер человека по итогам ин­тервью или анкетирования, мы можем выделить следую­щие категории: отношение его к самому себе, другим лю­дям, деятельности, вещам (предметам), природе. Изучая, до­пустим, тревожность как свойство личности, мы предвари­тельно выделяем совокупность составляющих её «тем»: бес­покойство по поводу здоровья, семьи, карьеры, финансово­го положения и др.

Главное, чтобы список категорий был предельно исчерпы­вающим, а также давал возможность однозначного соотнесе­ния той или иной части текста с конкретной категорией.

Единицы анализаили индикаторы, признаки выражен­ности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной ка­тегории. Это могут быть символы, слова, термины, сочета­ния слов различной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т. д. Это тот материал, который по­зволяет судить о значении в тексте каждой категории.

Следует помнить, что одна и та же категория бывает выражена в тексте по-разному: от отдельных символов или слов до законченных суждений или абзацев. Поэтому выде­ление единиц анализа является непростым делом и требу­ет от исследователя вдумчивости и проницательности.

Помимо того, необходимо учитывать, что категория мо­жет быть представлена в тексте различными по знаку еди­ницами анализа. Например, в отрицательной (критической), нейтральной или же положительной форме. Разумеется, количество вариантов такого рода отношений бывает и более разнообразным.

Единицы счета- это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используют два их варианта:

- частоту проявлений в тексте категории или ее при­знака;

- пропорцию представленной категории (её призна­ка) или, иначе, объём внимания, уделяемый ей автором тек­ста. Так, это может быть: сравнительное количество печат­ных знаков, площадь соответствующих частей текстов (в квадратных единицах или процентах), необходимое время произнесения и т.д.

Разработка классификатора завершается составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.

Инструкции содержат предельно четкие указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них, какого типа единицы счета при этом используются. Объективность результатов контент-анализа будет более полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком.

Кодировочная матрицапредставляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования. Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали - перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т. п.).

1. Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетель­ствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале.

Пилотажное исследование, завершающий подготовительный этап контент-анализа, способствует выявлению недо­стающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкций.

2. Исполнительный этаппредусматривает совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регист­рации характеристик их присутствия в тексте.

Кодировщики могут допускать здесь такие ошибки как:

- неверное соотнесение единиц анализа с категориями;

- пропуск тех или иных единиц анализа;

- фиксация того, чего нет на самом деле.

Все это нарушает устойчивость результатов контент-ана­лиза. Причины низких показателей устойчивости следует искать в качестве инструкций, недостаточной умелости ко­дировщиков, в неподходящей обстановке их работы, нако­нец, в отсутствии внимательности, терпения или добросо­вестности.

3. Этап обработки данных.Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов (одной или нескольких кодировочных матриц) могут быть использованы частотные или процентные рас­пределения, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т. д.

В тех случаях, когда анализируется большой массив дан­ных, иногда используются специальные математико-статистические способы, разработанные для нужд контент-ана­лиза.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления человека, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т. п.).

Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической таблице. Используя хронологическую таблицу, проводят интерпретацию жизненного пути человека на основе анализа различных форм активности, установления последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными фактами биографии.

Хронология События, факты Характеристика Оценка периода
       
       
       

Основными направлениями реконструкции и интерпретации биографического материала являются:

· определение факторов развития данного человека (среды развития, собственной деятельности человека и др.);

· определение индивидуальных фаз жизненного пути;

· анализ структуры факторов в каждой фазе;

· выявление связей между фазами индивидуального развития.

МЕТОД ТЕСТОВ

План.

1.Понятие о тестах и их видах.

2.Формы психологического тестирования.

3.Содержание психологического тестирования.

4.Цели психологического тестирования.

5.Требования к тестам и процедуре тестирования

Понятие о тестах

Тесты(в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированные и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Тесты можно классифицировать по-разному. Наиболее значительными представляются следующие 3 основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.

Наши рекомендации