Постановка задач решения проблемы
В работе, как правило, формулируется НЕСКОЛЬКО ЗАДАЧ, связанных с различными АСПЕКТАМИ ОБЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ исследования:
развитие теоретических положений предмета исследования |
проведение испытаний |
разработка новых методов экспериментальных проверок |
определение рекомендаций по использованию новых знаний |
Задачи в процессе решения проблемы:
Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.
Провести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечить научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций.
Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.
Поставленная проблема должна быть отражена в формулировкецели исследования во введении к работе. В свою очередь, цель определяет тактику исследования - последовательность конкретных шагов- исследовательских задачпосредством которых проблема может быть решена.
Вариант решения проблемы, составляющий само содержание работы, первоначально кристаллизуется в виде основной гипотезы исследования (см. схему). Это пробное решение, которое необходимо проверить и доказательно обосновать в тексте работы. Этой задаче в конечном счете и служит работа с литературой.
ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ |
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ |
ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ |
ВЫБОР ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЙ определение методов проверки гипотезы: • эксперименты, • опросы общественного мнения, • наблюдения за поведением людей в определенных ситуациях, • изучение существующих результатов и исторических свидетельств и т. д.). |
СБОР ДАННЫХ (сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями исследовательского проекта) |
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ (поиск значимых связей между фактами, выявившимися в ходе исследований) |
ВЫВОДЫ |
Метод научного исследования– система умственных и (или) практических операций (процедур), которые нацелены на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели.
Виды методов научного исследования
теоретические эмпирические
Теоретические методы исследования:
Абстрагирование- метод исследования, заключающийся визолированном рассмотрении одного выделенного параметра при неучитывании всех остальных.
Анализ - метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление разделяются на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения.
Аналогия- мыслительная операция, при которой подбирается подобие, прототип.
Дедукция - мыслительная операция, предполагающая развитие рассуждения от общих закономерностей к частным фактам.
Индукция- мыслительная операция, основанная на логике обобщения частных фактов.
Классификация- теоретический метод изучения изучаемых объектов, фактов, основанный на упорядочивании явлений по отношению друг к другу.
Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию, предполагает нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего объекта.
Моделирование- метод исследования, предполагающий построение модели.
Обобщение - одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.
Синтез - мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.
Сравнение– метод исследования, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.
Эмпирические методы исследования:
Беседа - метод исследования, предполагающий личный контакт с отвечающим.
Наблюдение- наиболеё информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.
Обследование - это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования
Опытная работа- метод внесения предварительных изменений, инноваций в процесс в расчете на получение болеё высоких его результатов.
Эксперимент- общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПЛАН НАУЧНОЙ РАБОТЫ»
План научной работы отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. План в процессе исследования может меняться, т.к. могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и решения научной задачи.
План может быть простым или сложным. Простой план содержит перечень основных вопросов. В сложном плане каждая глава разбивается на параграфы.
Иногда составляют комбинированный план, где одни главы разбиваются на параграфы, а другие оставляют без дополнительной рубрикации
Программа исследования– это ясное представление о сущности и структурных частях предстоящей работы над конкретной темой.
ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Выяснить идентичность, определить возможности и ресурсы, которые можно использовать для деятельности, а также перспективы развития.
2.Определить смысл деятельности, который заключается в удовлетворении идеальных духовных потребностей и оптимизации функционирования общества, создании оптимальных условий для свободного саморазвития и самореализации каждого человека и каждой группы людей в интересах общего блага. При этом важно определить объект деятельности и предмет (угол зрения на объект). Выбранный смысл является стратегией и содержанием деятельности.
3.Найти цели деятельности (тактика): поэтапная реализация конкретных задач.
4.Установить принципы деятельности: историзм, полицентризм, многомерность, единство традиций и обновления, взаимосвязь интеграции и дифференциации, ценностная толерантность, диалогичность, легитимность, гуманность.
5.Выбрать направления деятельности: выбираются в зависимости от объекта и предмета деятельности и должны обеспечить всестороннее воздействие на него, или, по крайней мере, должны быть затронуты
важнейшие стороны объекта.
6.Сформулировать задачи деятельности: конкретные проблемы и вопросы, которые нужно решить, чтобы в конце деятельности получить ожидаемые результаты и воплощение стратегического смысла деятельности в соответствующих направлениях.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ
а) вопросы должны соответствовать выбранной теме и не выходить за её пределы;
б) вопросы темы должны располагаться в логической последовательности;
в) в план должны быть включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследования;
г) тема должна быть исследована всесторонне.
ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Рабочий план- черновой набросок исследования, который в дальнейшем обрастает конкретными чертами.
Непременным условием пригодности рабочего плана является логическая связь между последовательными разделами.
План-проспект- реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.
Календарный план– упорядоченное изложение основных этапов научно-исследовательской работы в соответствии с планом (программой) исследования, календарными сроками, материальными затратами (план-график) выполнения работ
ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
№ п\п | Основное содержание этапа работы | Результаты | Срок выполнения |
Определение предмета исследования | Выбор темы | 25 сентября | |
Знакомство с библиотечными фондами и электронными ресурсами | Составлен библиографический список | сентябрь | |
Утверждение темы научной работы у руководителя | Тема утверждена, назначен научный руководитель | октябрь | |
Сбор и изучение источников и документов | Найдены и прочитаны документы и источники, дополнен библиографический список, подготовлены выписки, конспекты, рефераты | сентябрь — январь | |
Определение структуры работы | Составлен план научной работы | к 15 октября | |
Написание отдельных частей | Написан обзор источников и литературы, выполнены черновые наброски отдельных разделов работы | обзор - 1 дек.; 1- гл. - 1 янв.; 2- гл. - 1 февр.; 3 гл. - 1 марта | |
Формулирование общих выводов работы | Сформулированы выводы каждой части работы, написано заключение | 15 марта | |
Написание текста тезисов доклада | Подготовлены тезисы и сданы руководителю | 15 марта | |
Уточнение названия, целей, основных задач и соответствие их выводам | Написано введение, внесены коррективы в название, формулировки целей и задач работы | 30 марта | |
Подготовка предварительного варианта текста работы и представление руководителю | Письменное оформление предварительного текста | 1 апреля | |
Внесение поправок | Учтены замечания научного руководителя | 10 апреля | |
Оформление работы | Напечатан окончательный вариант | 20 апреля | |
Выступление с докладом на конференции | Состоялось выступление | 24-25 апреля | |
Сдача работы | Работа сдана | 30 апреля |
Студент должен уметь так выстроить логическую очередность выполнения работы, чтобы она в установленные сроки привела к достижению поставленной цели и решению научной задачи. В работе необходимо выделить главное, на чем следует сосредоточить внимание в данный момент, но вместе с тем нельзя упускать из поля зрения детали.