Методики изучения состава слова и словообразования
Содержание раздела "Словообразование". Морфемный анализ (разбор слов по составу) и словообразовательный анализ как способы изучения системы русского формо- и словообразования. Значение разбора по составу и словообразовательного анализа для усвоения грамматики и для формирования орфографических навыков.
Методика грамматики
Познавательное и практическое значение грамматики русского языка. Ее место в школьном курсе русского языка.
Роль грамматики в развитии логического мышления и формировании речевых, орфографических и пунктуационных навыков учащихся.
Важнейшие этапы в развитии методики грамматики (деятельность Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, И.И.Срезневского, А.Д.Алферова, А.М.Пешковского).
Теоретические и практические направления в изучении грамматики в школе. Борьба с так называемым грамматизмом в преподавании русского языка, с одной стороны, и нигилистическим отношением к ней, с другой.
Школьный курс грамматики как система. Содержание занятий по грамматике.
Грамматические понятия и термины, включаемые в современные программы и учебники; их характеристика. Работа над определениями грамматических понятий. Их доступность и посильность для усвоения.
Принципы отбора грамматических понятий и правил для школьного курса грамматики. Проблема отбора материала для упражнений по грамматике.\
Методические ошибки учителя, допускаемые им в работе над грамматическими определениями и правилами.
Затруднения учащихся, возникающие при усвоении ими грамматического материала. Основные виды учебной работы по грамматике.
Грамматический разбор и его роль на уроках грамматики. Теоретические основы методики грамматического разбора. Его система и виды. Вопрос о "вопросах" при изучении грамматики (роль грамматических и логических вопросов). "Сочинение" на грамматическую тему, сочинение по картине с грамматическим заданием и т.д.
Языковой разбор в его разных модификациях как метод обучения языку. Грамматический разбор и лингвистический комментарий текстов художественных произведений.
Методика морфологии
Морфология как раздел грамматики.
Усвоение учащимися основных морфологических понятий. Способы различения частей речи и их форм. Обобщение при изучении морфологических категорий: одновременное, знакомство с тремя склонениями существительных, сопоставительное изучение падежных окончаний, например, дательного и предложного, винительного и родительного падежей существительных склонений и т.д.
Методы и приемы изучения частей речи. Различия в методике изучения знаменательных и служебных частей речи.
Связь морфологии с синтаксисом. Изучение морфологии на синтаксической основе. Перспективность в изучении грамматики.
Методика синтаксиса
Методическая характеристика синтаксиса как раздела грамматик. Использование сведений по морфологии при изучении синтаксиса.
Словосочетание и его структура в отношении к учению о предложении и второстепенных членах предложения как проблема методическая.
Способы усвоения учащимися связей слов.
Система изучения простого и сложного предложений и их структурных компонентов.
Интонация как грамматический признак и речевой компонент.
Изучение сложного синтаксического целого как методическая проблема.
Синтаксический разбор.
Конструирование и моделирование в работе по синтаксису.
Грамматическая синонимика (умение различать стилистические особенности параллельных конструкций и устанавливать своеобразие каждой из них).
Методика орфографии
Особенности русской орфографии. Русская графика и правописание, звуковая форма языка и правописание. Орфография.
Проблема орфографического минимума для средней школы. Понятие грамотности (кого считать грамотным?), критерии грамотности.
Природа орфографического навыка и психологические основы его усвоения.
Соотношение элементов сознательного и механического в усвоении орфографического навыка.
Грамматика и орфография в их взаимоотношениях. Обучение орфографии на морфологической и на фонемной основах. Методика изучения орфографических правил. Различная степень трудности орфографических правил и различных по своему характеру орфограмм для усвоения их учащимися.
Основные приемы обучения орфографии. Списывание и диктант. Обучающие диктанты. Орфографические разбор. Система упражнений по орфографии.
Обучение орфографии в связи с развитием речи.
Система работы над орфографическими ошибками. Типы ошибок, их учет и классификация. Вопрос о предупреждении ошибок. Значение и способы проверки тетрадей и исправления ошибок.
Методика пунктуации
Обусловленность методики обучения пунктуации особенностями русской пунктуации. Пунктуация и синтаксис. Пунктуация и интонация. Пунктуация и выразительное чтение.
Разработка вопросов обучения пунктуации в советской методике (А.М.Пешковский, С.И.Абакумов, А.Б.Шапиро, Г.П.Фирсов, А.В.Дудников, А.Ф.Ломизов, Г.И.Блинов и др.)
Функциональная классификация знаков препинания и типы пунктуационных правил.
Природа пунктуационных навыков и психологические особенности их формирования.
Типы пунктуационных ошибок и их классификация. Причины пунктуационных ошибок разного типа. Система работы над пунктуационными ошибками.
Методика изучения отдельного пунктуационного правила в его отношении к общей системе обучения знакам препинания.
Методика изучения правил постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях. Пунктуация целого текста.
Виды упражнений по пунктуации и их соотнесенность с изучением отдельных вопросов синтаксиса.
Развитие речи учащихся в связи с изучением пунктуации.
Методика развития речи
Понятие "развитие речи" в методике русского языка. Разделы работы по развитию речи, их взаимосвязь. Задачи работы по развитию речи в школе. Взгляды виднейших русских методистов на значение и задачи работы по развитию речи в школе.
Основные принципы работы по развитию речи учащихся: связь работы по развитию речи с развитием мышления, наблюдательности, эмоциональной культуры учащихся; связь этой работы с изучением грамматики, правописания, с уроками чтения и литературы.
Создание благоприятной речевой среды и согласованность в требованиях к речи учащихся как условие успешной работы по развитию речи.
Словарная работа
Значение и задачи словарной работы в школе.
Методическая типология лексики: типы слов с точки зрения их употребительности, необходимости для речевой практики, типы слов по трудности их усвоения учащимися. Активный и пассивный запас слов.
Методы изучения словарного запаса учащихся. Качественная и количественная характеристики словаря учащихся.
Проблема словарного минимума. Пути обогащения словаря учащихся.
Воспитание внимания учащихся к значению и употреблению слов, в частности, незнакомых слов. Способы объяснения значений слова. Усвоение лексической сочетаемости слов. Типология словарных упражнений. Тематические словари школьников.
Стилистика
Понятие о стилистике. Стилистика как необходимое звено работы по развитию речи, дающее возможность совершенствовать обучение родному языку как средству общения.
Место стилистики в школьном курсе русского языка.
Система работы по формированию понятия функционального стиля.
Система работы по формированию понятия функционального стиля. Последовательность в ознакомлении с функциональными стилями.
Методы и приемы работы по стилистике.
Виды упражнений, их типология, последовательность проведения.
Воспитательное воздействие на учащихся занятий по стилистике: развитие чувства языка, выработка умения соотносить выбор языкового со сферой и задачей общения, повышение речевой культуры учащихся и, как следствие, общей культуры их поведения.