Домашняя работа 1 ДомашняяУчебная работа - само- ■ I стоятельное выполнение учащимися
заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности — репро-
дуктивная и творческая; по учебным действиям— выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и т. п. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков; самостоятельное усвоение доступного материала и дополнительной информации; выполнение творческих и практических работ. Самостоятельная познавательная и трудовая деятельность воспитывает характер и делает знания более прочными.
Организация домашних заданий — особая часть урока, которая в большинстве случаев имеет место в его конце. Уже при планировании уроков для нее предусматривается определенное время.
Необходимо принимать во внимание следующие требования:
• Домашнее задание должно быть своевременным. Его нель
зя давать после звонка или поверхностно. Надо отводить дос
таточное время для его объяснения. Учащиеся обязаны точно
записывать домашнее задание и иметь время для постановки
возникших вопросов.
• Домашнее задание, как правило, органически связано с
темой урока. Если же учитель по какой-либо причине отказы
вается от этого (например, домашнее задание дается как под
готовка к новой теме), то он должен сказать об этом учащимся
и особенно тщательно разъяснить его.
• Организация домашнего задания должна быть ясной, по
нятной и точной.
• Задание уроков на дом должно быть доступным. Это в осо
бенности означает то, что учитель может употреблять только
те понятия, которые учащимся уже знакомы, объяснение
должно соответствовать уровню развития детей так же, как и
степень трудности. Но при этом нельзя делать их чрезмерно
легкими.
5. При объяснении домашних заданий необходимо обращать внимание на то, владеют ли учащиеся необходимой техникой работы. Если нет, то ее нужно объяснить и поупражняться в ней.
Во многих современных технологиях учащимся предлагается выбор при выполнении домашних заданий, которые могут носить творческий, исследовательский характер. Для учителя важноне то, что все должны сделать одинаковое задание,
а достижение поставленной учебной задачи,формирование положительного отношения к выполнению, поддержание интереса, развитие поисковых умений. Так, в технологии Ш.А. Амонашвили, например, по родному языку учащиеся дома могут прочитать текст, который читали в классе, или подобрать тексты, аналогичные ему и прочитать их, или написать сочинение на изучаемую тему, или даже книжку.
Особое внимание уделяется контролю за выполнением домашних заданий. Так как домашняя работа учащихся является частью образовательной и воспитательной деятельности, то учителю следует систематически ее проверять. Учащиеся должны знать, что их домашнее задание будет обязательно проверено. Проверку надо проводить особенно добросовестно. Поэтому уже при подготовке к занятиям педагог выделяет время на уроке, определяет методы проверки. Необходимо при этом учитывать, что имеются не только письменные задания. Должны проверяться и заучивание наизусть стихотворений, упражнения в чтении, выполнение рисунков, заучивание слов, выполнение практических заданий и т. д. Технику лучше чаще менять, чтобы не провоцировать учащихся вместо регулярного выполнения домашних заданий приспосабливаться к методике их проверки учителем. В организационном отношении для этого можно использовать различные приемы:
1. Учитель проверяет домашние задания всех учащихся.
Он проходит по рядам и проверяет тетради или же берет их до
мой. Для проверки всех тетрадей на уроке требуется очень
много времени. Но в младших классах такая проверка необхо
дима, так как нужно тотчас же объяснить ученику его ошиб
ку. В старших классах правильность выполненных домашних
работ большей частью не проверяется, а лишь устанавливает
ся сам факт их выполнения с проверкой результатов другим
способом.
2. Учитель проверяет только несколько работ.Он берет не
которые тетради и просматривает их, в то время как другие
учащиеся читают вслух свои работы. Результаты учитель оце
нивает тотчас же с классом или на последующих занятиях.
3. Учащиеся взаимно проверяют свои работы,под руко
водством учителя. Это может происходить, например, посред
ством обмена тетрадями. Необходимо обращать внимание на
то, чтобы партнеры на каждом уроке менялись.
4. Ученики сами проверяют свои работы.Эта форма имеет
особенно большое воспитательное значение.
Домашняя самостоятельная работа нуждается в четкой организации. Она занимает определенное и постоянное место в режиме дня школьника и проходит с соблюдением гигиенических требований. У ученика для занятия должно быть постоянное рабочее место. Ему следует объяснить важность соблюдения последовательности в выполнении заданий по степени трудности, перерывов для отдыха.
На родительских собраниях учитель проводит работу в том направлении, чтобы домашние задания находились под контролем родителей. При этом, конечно, речь может идти лишь о проверке факта выполнения. Учитель может разработать памятки для самих учеников, как надо готовить уроки дома, и для родителей, как надо помогать в этом. Поэтому при проверке работ необходимо сообщать результаты всем учащимся. Проверка устных домашних заданий большей частью проходит как опрос.
Школьный семинар! СеминаР ~ Ф°Рма Учебного процес-