Словарь самостоятельной устной речи
1. Ваш ребенок должен самостоятельно употреблять в устной форме весь словарь, усвоенный в предыдущие годы; пользой фразовой речью при общении со взрослыми, с другими детьми описании картинок и серий картин.
К концу учебного года (примерно через 9—12 мес.) ребенок может употреблять в своей связной речи: а) новые слова:
горло, ногти, ритмика, праздник, грузовик, подарок, альбом, рисунок, буква, запятая, газета, очки, арбуз, груша, слива, зефир, пастила, варенье, сахар, кекс, печенье, вафли, кот и мясо, запеканка, макароны, вермишель, кисель, горох (горой табличка, значок, звезда, клоун, медвежонок, заяц (настоящий, заяц-папа, зайчиха (мама), зайчонок, курица, цыплёнок, щенок, котёнок, птенчик, зебра, пони, зарядка, листопад, загадка, свеча, врач (доктор), повар, моряк, солдат, пожарник, туча(-и), гром, молния, зоопарк, цирк;
пожалуйста; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; весна, лето, осень, зима (пользуясь календарем);
обобщающие слова: величина, цвет, форма, животные, трип, порт, фрукты, овощи, мебель, одежда, обувь, насекомые, транспорт, обед, завтрак, полдник, ужин, гости; утро, ночь, день, вечер, час, теперь, позавчера, послезавтра (в понимании к концу года) корабль, лодка, лодочка, кораблик; лампочки, хлопушки, бусы (елочные и женские украшения); внимательный, невнимательный добрый, старый, умный; интересно, больно, трудно, легко, с три: крепко, весело, скоро, немножко, чуть-чуть;
угадал, любит, люблю, ждёт, мешает, говорит, подмети, подметает, шьёт, сшил, взял, дал, уплыл, бросил, ударил, уехал, прилетел, потерял, положил, сказал, чинит, починил, бегает, прыгает, привязал, раздай, собирает, застегнул, собери, раздал, собрал, раздает, умеет, не умеет, знает, не знает, принёс (принесла), испугался(-лась), видел, увидел, расскажи, подожди, посчитай, держи, считай, опоздаем, купается, оделся(-лась), плавает, разделся(-лась), закричал, встал, сел, купил, подметает, висит и др.
Примечания. Глаголы в повелительном наклонении (собери) даются и в форме ед., и в форме мн. ч. (соберите); глаголы в изъявительном наклонении в прошедшем времени даются в формах мужского и женского рода (сел, сказала);
б) новые словосочетания, образцы фраз, вопросы, ответы на вопросы:
залез (влез) на ...; падает снег (листья); светит солнышко(солнце); смотрит на ...; расскажи про ...; переверни картинку (страницу); качается на ...; я думаю; я помогу; я покажу; посмотрю; я могу, не могу; я боюсь, не боюсь; не бойся;
праздник Октября, праздник Мая; праздник Новый год; мамин праздник; какая буква?; маленькая буква, большая буква; угадай слово; первая буква А, вторая буква Р, третья буква Б ..., как называется?; можно взять?; можно посмотреть?; что делает, отгадай загадку, кто это?; что это?; как же быть?; спокойной ночи; добрый день (как эквивалент слова здравствуйте, без деления на приветствия в разное время суток);
сколько лет Алёше?; Алёше шесть лет; сколько лет девочке?; девочке три года; как меня зовут?; тебя зовут Таня; как твоя фамилия?; моя фамилия Громов; как фамилия Саши?; Иванов.
будем делать зарядку, делай зарядку; будет ритмика; поставь точку (запятую); день прошёл; рисовая каша, манная каша; какойсегодня день? (понимание вопроса); сегодня понедельник (пользуясь календарем погоды); ты неаккуратная — посмотри в зеркало; на улице листопад (идёт дождь, дождик); мне больно (маме больно, мишке больно); мне тепло, мне холодно; у меня(у Ани, у бабушки) болит горло; у меня (у папы) кашель (насморк);я (мама) здорова; чей рисунок?; мой (мамин, папин) рисунок.
Я вымыла руки; у меня чистые (грязные) руки; у Толи чистые (грязныe) руки; у меня грязные руки — я буду мыть руки (я вымою руки); Валя идёт, как кошка; шапка белая, как снег.
— Зачем ты будешь мыть руки? — Руки будут чистые.— Мама (папа ...), дай, пожалуйста, бумагу.— Зачем? — Я буду (хочу) рисовать.— Папа (мама, Оля, ...) дай, пожалуйста, мяч.— Зачем?— я хочу (буду) играть.— Почему ты надел сапоги? — На улице (идёт дождь). — Почему мальчик плачет? — У мальчика болит нога. — Почему? — Мальчик упал (союзное слово потому что вводите не сразу, а со второго полугодия этого года обучения).— Почему мальчик плачет? — Потому что у мальчика убежал котенок — Почему у тебя грязные руки? — Потому что я играл — Почему дядя надел очки? — Потому что дядя плохо видит. — Почему ты так думаешь? — Потому что... (допускаются ответы и без потому что) — Тут весна, зима, лето или осень? — Осень.— Почему ты так думаешь? — Листья жёлто-оранжевые (листопад, все листья опали).— Почему плачет мальчик, как ты думаешь? — Я думаю, мальчику жалко птичку (я думаю, папа ругал мальчика...) — А как думает папа?; — Мама, посмотри, как я написала (нарисовала, наклеила, построила, вымыла руки);
Что ты ел? — Я ел молочный суп (запеканку).— Я ел с вермишелью. — Что ты ел на обед (на завтрак, на ужин...)? (при ответах ребенок пользуется готовыми словосочетаниями, написанными на полотне «Меню» или на отдельных табличках) — На обед я ел ....я пил ...;
Дети(ребята, мальчики, девочки, мальчики и девочки) пошли в лес (пошли гулять); дети гуляют в лесу; я пойду гулять(домой); я иду гулять (домой); куда идёшь?; — Куда ты едешь?; — Куда пошли ребята?— домой, в лес?; — Где ребята? Что делают ребята на улице? — Как ты думаешь?;
дядя (папа) починил аппарат (машину, стул); мальчик сломал машину; девочка смотрит на куклу; мальчик смотрит в окно, девочка играет на пианино; куклы и мишка слушают (музыку); мальчик играет на барабане; ты написала (слушала, рассказывала) хорошо; ты слушал (построил) замечательно; мама купи и новую куклу; кукла красивая, у куклы белое платье; папа ушел на работу, папа работает далеко; Наташа села на пол (на скамейку, на стул); мама жарит картошку (рыбу); мама (тётя) и (пришла); папа (дядя) пришёл (ушёл);
у девочки лейка, девочка поливает цветы; у мальчика щетка, мальчик подметает пол; у тёти веник, тетя подметает пол, девочка собирает цветы (грибы, ягоды); мальчик собирает карандаши (фломастеры); девочка раздает кисточки (краски, пластилин), тётя шьёт платье — кому? — кукле (девочке); мальчик потерял (нашёл) платок (корзинку);
девочка качается на качелях; мальчик катается на лошадке (на велосипеде); дети купаются (плавают); дети купаются (плавают) в реке (море); корабль плывёт по реке (по морю); сак прыгает, мальчик играет с собакой; кошка залезла на дерево, Максим залез на дерево (на забор); тётя собрала грибы; девочка раздала конфеты;
у мальчика красная машина; у девочки голубое пальто, у зайки длинные уши, у зайки короткий хвост; у Светы большой голубой бант; у меня коричневые колготки; у бабушки красивые цветы; я люблю маму, мама очень хорошая; я люблю папу, папа очень хороший; я люблю бабушку (дедушку, тётю...);
время бежит — опоздаем; пришла зима (весна), пришло лето, зима (осень) ушла (прошла); девочка говорит по телефону; пришли гости; у Пети (Любы, меня) день рождения; Пете пять (шесть) лет; скоро праздник; сегодня праздник; завтра мы (мама и папа) будем (будут) дома; завтра я пойду в детский сад; завтра я буду дома; а ты хочешь играть? Во что ты хочешь играть?; С кем (с чем) ты хочешь играть? Я хочу (буду) играть в кубики (с куклой, с машиной, с мозаикой, в лото), я буду (хочу) строить (рисовать, лепить, наклеивать, складывать узоры); вы (с папой) будете лепить (рисовать, ...) вдвоём (вместе); мы будем лепить (рисовать) втроём;
поменяйтесь местами (рисунками); подойди к маме; посмотри, что сделала (нарисовала, построила, сварила) мама; посмотри, что у тебя (у вас) получилось; посмотри, что получи и. папы; у меня (у нас) получилась бабочка (утка, поезд, бант); ночь — надо спать; ночь прошла, сейчас пришло утро; вечер, сейчас вечер; это ночь (сейчас ночь)? Нет, день, сейчас день.
2. Учите ребенка рассказывать о работе, выполненной братьями, сестрами, родителями, товарищами, в виде связного текста из 3-4 предложений, например: «Я написал: «Мальчик играет на барабане»; «Дима (он) нарисовал высокий дом. Рядом с домом зеленая скамейка». «Сегодня праздник, мама испекла (сделала) вкусный пирог».
3. Учите ребенка выражать одну и ту же мысль с помощью разных фраз, не ограничиваясь фразами-штампами, например: пришли в лес — по лесу гуляли дети — в лес пришли дети — дети гуляли в лесу и т.д.
4. Побуждайте ребенка, меняясь с вами ролями, самостоятельно пользоваться заданиями типа: мама, лети, как бабочка; мама и папа летите, как самолёты, и т. п. Придумывать свои собственные задания, может быть, такие: папа, ползи, как жук; беги, как лиса.
5. Систематически продолжайте учить ребенка, одного или с другими членами семьи и с другими детьми, демонстрировать то, что изображено на картинках, после этого — рассказывать об изображенном.
6. Продолжайте учить ребенка пониманию текстов. Этим вы занимаетесь уже давно; особенно много рекомендаций в этом направлении было получено вами в задании 9. В работе с текстами обязательно продолжайте использовать разные виды продуктивной деятельности: драматизацию, лепку, рисование (отдельные рисунки, серии рисунков) и т. д. Пользуясь игрушками, фигурками би-ба-бо или результатами своей деятельности — фигурками лепки, рисунками, аппликацией, постройками, ребенок выражает смысл прочитанного текста (примерно 5—6 распространенными фразами), ни в коем случае не заучивая его наизусть. Речь слабослышащих детей по построению фраз и словарю все более приближается к речи детей слышащих.