На картину художника-абстракциониста
Р - Бред какой-то! Что же это должно означать?
В - Эта картина, в соответствии с выставленной ценой, стоит триста пятьдесят долларов.
Д - О, какой прелестный цвет!
На лекцию, в которой используется ненормативная лексика.
Р - Такие слова лишь свидетельствуют о скудном словарном запасе.
В - Я удивлен, почему лектор предпочитает использовать такие слова, и мне не ясно, каково их воздействие на аудиторию.
Д - Хотел бы я иметь смелость говорить так же!
На запах капусты.
Р - Капуста действительно полезна, она поддерживает здоровье нашей семьи.
В - Капуста имеет высокое содержание витамина С. Д - Не хочу я есть эту вонючую гадость!
Счастлив человек, если у него «хочу», «целесообразно» и «должен» имеют одно и то же содержание (например, он любит свою работу и должен на нее ходить, так как это необходимо). Если же установки Родителя противоположны желаниям Дитя, то возникает внутриличностный конфликт. Если победит Дитя, то перед нами появится человек, свободный от норм и правил, ответственности и обязательств, поступающий как захочется. Если победит Родитель — мы увидим чеховского «Человека в футляре».
Когда два человека общаются, они вступают друг с другом в системные отношения. Если А обращается к Б, то он посылает ему коммуникативный стимул. Б ему отвечает. Цель трансактного анализа состоит в том, чтобы выяснить, какое «Я»-состояние А послало коммуникативный стимул и какое «Я»-состояние Б дало ответ.
Существуют параллельные трансакции:
В-В
А. Который час?
Б. Без четверти восемь.
Р-Р
А. Студенты совсем не хотят заниматься.
Б. Да, раньше к учебе относились серьезнее.
Д-Д
А. А что, если с последней лекции уйти в кино?
Б. Да, это здорово!
В таких случаях, когда партнеры по общению находятся в идентичных состояниях, конфликта нет и никогда не будет. По линии Взрослый-Взрослый мы обмениваемся информацией, по линии Дитя-Дитя любим или развлекаемся, по линии Родитель-Родитель сплетничаем.
Существуют параллельные дополнительные трансакции:
Р-Д
А. Тебе не идет эта рубашка.
Б. А что мне надеть?
Д-Р
А. Доктор, помогите мне чем-нибудь!
Б. Сейчас я выпишу Вам лекарство.
Эти трансакции неравноправные, но такие отношения могут длиться достаточно долго, пока они устраивают обоих партнеров. Однако наступает момент, когда кому-то надоедает опекать, а кому-то — быть опекаемым. Если отношения перестают устраивать одного из партнеров, начинается конфликт. Пример 1.
Муж: Дорогая, не подскажешь ли, где мои запонки? В-В
Жена: Ты уже не маленький, пора самому знать, где запонки! Р-Д
Муж: Если бы у нас в доме был порядок, я бы смог найти свои запонки. Р-Д
Жена: В доме был бы порядок, если бы ты мне хоть немного помогал! Р-Д
При пересекающихся трансакциях ответ партнера обращен не в то состояние личности, в котором она находится, и партнеры находятся на разных уровнях. Источником подобного поведения обычно является обиженное Дитя. Состояние такого типа характерно для тех людей, которые в детстве переживали незаслуженную критику или строгое, критичное отношение родителей или учителей. Они сохранили в своей личности обиженного, бунтующего ребенка.
Для того, чтобы преодолеть обиду (которой могло и не быть в реальности в настоящее время), обиженное Дитя становится критическим Родителем.
Пример 2.
Преподаватель: Вы не сделали реферат, как мы договаривались, зачет я Вам поставить не могу. В-В
Студент: Все равно Ваш предмет никому не нужен. Р-Д
преподаватель
Ответ студента направлен в состояние Дитя преподавателя. Если студент не изменит своей позиции в разговоре, то конфликт примет затяжной характер и будет сопровождаться неприятными эмоциональными переживаниями у обоих партнеров.
Кроме открытых, бывают скрытые трансакции. Их очень трудно описать, т.к. основное сообщение выражено не в словах. Это может быть ироничный взгляд, скептическая улыбка и т.п. Словами человек говорит одно, а мимикой, жестом, взглядом - другое. Партнер по общению получает два противоречивых сообщения и реагирует на невербальное сообщение. Общение с помощью скрытых и пересекающихся трансакций называется психологической игрой. Психологическая игра не ограничивается двумя ходами партнеров, а продолжается каждый раз, когда партнеры встречаются.
Пример 3.
Студент: А разве интеллект можно измерять? В-В
(Вы, что ли, измерять будете?) Р-Д
Преподаватель: Можно, если он есть! В-В
(У тебя-то явно не на высоте. Или еще грубее: Сам дурак!) Р-Д
Психологические игры - это способ провести время для людей, которым не хватает внимания и поддержки, но из-за своих внутренних проблем они не могут установить отношения близости и привязанности. Несмотря на то, что игра может причинять страдание, это для подобных людей хоть какой-то способ общения с окружающими.
Одна из наиболее часто встречающихся игр - «да..., но...». Эту игру можно часто наблюдать в кабинете у врача.
Пример 4.
Пациентка: Доктор, я опять плохо себя чувствую. Д-Р
Врач: Почему бы Вам не полечиться в стационаре? Р-Д
Пациентка: Да, это было бы неплохо, но кто будет ухаживать за детьми и мужем? Р-Д
Врач: Вы можете полечиться дома. Р-Д
Пациентка: Да, я согласна, но кто за меня будет работать? Р-Д
Игра непродуктивна для обоих, т.к. пациентка не получает помощи, а врач не получает удовлетворения от выполнения своей профессиональной роли. Игра «да..., но...» в этом же кабинете через некоторое время может перерасти в игру «все из-за тебя», когда в ход идут обвинения в адрес беспомощной медицины, некомпетентных врачей... Избавиться от этой игры можно, если Вы позволите пациенту самому рассказать, как бы он хотел лечиться и что ему помогает, или использовать вопрос: «Что для Вас важнее - доказать, что мы не умеем лечить, или Ваше здоровье?»
В книге Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Вы найдете более полное описание игр — и семейных, и профессиональных. Вот названия некоторых из них.
«Деревянная нога»— что вы хотите от человека, у которого деревянная нога (трое детей, маленькая зарплата, экзамен по биохимии и т.п.).
«Попался, негодяй» - собеседник (преподаватель, врач) ловится на неточности или незнании какого-либо факта, либо ему указывают на его личные недостатки.
«Оранжерея»- игра для больных у кабинета врача: соревнование, чьи страдания больше.
Задание.Вспомните и опишите похожую ситуацию из Вашего опыта.
Чтобы избежать конфликтов в общении, необходимо увидеть, в каком состоянии находится Ваш партнер, и знать, в какое Ваше «Я»-состояние направлен коммуникативный стимул. Ваш ответ должен быть параллельным (теория амортизации, предложенная М.Е. Литваком в книге «Если хочешь быть счастливым»).
Помните пример с запонками? Вариант амортизации:
Муж: Дорогая, не подскажешь ли, где мои запонки? В-В
Жена: Ты уже не маленький, пора самому знать, где запонки! Р-Д
Муж: Да, я не маленький, мне давно пора знать, где мои запонки, зато ты у меня такая хозяйственная, всегда мне подскажешь. Д-Р
При таком ответе конфликт не возникнет, если не будет скрытой трансакции, где невербальными средствами партнер передает неискренность своих слов.
Определить «Я»-состояние можно но следующим признакам.
РОДИТЕЛЬ - указующий перст, руки на бедрах или скрещены на груди, на лице - снисходительность или презрение, нередко - кривая улыбка. Тяжелый взгляд вниз. Сидит, откинувшись назад. Ему все ясно, он знает истину. Любит выражения: «Я этого не потерплю», «Чтобы было сделано немедленно», «Неужели трудно понять», «Какой идиот это придумал», «Вы меня не поняли», «Сколько можно Вам говорить», «Как Вам не стыдно», «Ни в коем случае» и т.п.
ВЗРОСЛЫЙ - взгляд направлен на объект, тело как бы подается вперед, глаза несколько расширены или сужены, на лице - выражение внимания. Употребляет выражения: «Извините, я Вас не понял, объясните, пожалуйста, еще раз», «Это мое мнение», «А что, если нам поступить так», «Как Вы планируете выполнить эту работу?» и т.п.
ДИТЯ - и поза, и выражение лица соответствуют внутреннему состоянию: радость, горе, страх, тревога, восторг, смех, слезы, дрожание губ, пожимание плечами и т.д. Часто восклицает: «Превосходно!», «Замечательно!», «Хочу», «Не хочу», «Надоело», «Ни за что не соглашусь», «Зачем мне это надо?», «Когда все это кончится?» и т.п.
Кроме амортизации, существует еще суперамортизация.Принцип: если Вы получили конфликтный стимул, усильте сами то качество, которое Вам приписал партнер по общению (подходит для случайных конфликтов в общественных местах, например в транспорте).
А. Лезет как медведь, все ноги отдавил!
Б. Конечно, медведь, даже хуже - бегемот, нет мне прощения, и т.п.
Обычно суперамортизация прекращает конфликт немедленно, но она не является приглашением к сотрудничеству.
Задание 1.Опишите конфликт между педагогом или студентом, в котором Вы были участником или свидетелем. В каких «Я»-состояниях, на Ваш взгляд, находились конфликтующие? Каким образом можно было предотвратить конфликт? Какая стратегия была наиболее эффективной при разрешении данной ситуации?
Задание 2.Какая позиция (Р-Д, В-Д, В-В) преподавателя по отношению к студентам является, на Ваш взгляд, наиболее конструктивной? Обсудите это на занятиях.
ГЛАВА 10.
ЛИЧНОСТЬ ВРАЧА-ПЕДАГОГА
10.1. Личность врача-педагога: