Диагностика метрического чувства

Тесты позволяют определить реактивно-метрические способности. Все задания данного теста предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объеме четырех тактов.

Скакалка-часы

Ребенку, находящемуся на расстоянии 1,5-2-х метров от ведущего, предлагают перепрыгивать через скакалку обеими ногами одновременно, которую взрослый вращает за один конец (параллельно полу) в умеренном темпе. Каждый прыжок ребенок сопровождает радостным возгласом-звоночком «дзынь». Всего требуется сделать 10 прыжков.

Критерии оценки:

8-10 прыжков только в умеренном темпе – высокий уровень;

4-7 успешных прыжков в умеренном темпе соответствуют нормативному (среднему) уровню развития чувства метра;

1-3 прыжка – слабый уровень.

Дорожка-мяч

Ребенку дают ортопедический мяч с фиксацией кисти руки резинкой. Необходимо, последовательно ударяя мяч об пол, провести его по указанной дорожке под музыкальное сопровождение умеренного темпа.

Критерии оценки:

8-10 последовательных ударов – высокий уровень чувства метра;

4-7 ударов – средний уровень;

1-3 удара – низкий уровень.

Шаги великана, Антона и гнома

«Давай поиграем с тобой в сказочные шаги», – говорит педагог. «В стране «Тишиналии» все жители ходят, как часы (даются в руки ребенка часы-будильник, ход которых – «тик-так» – отчетливо слышен). Мальчик Антон ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг – на звук «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижны, игривы (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое; великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг – на следующий временной ход «тик-так»)».

Стимулирующий материал: часы-будильник и обозначенные на полу следы (ступней ног или просто кружки, вырезанные из бумаги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20 см). Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага, например, по периметру квадрата (4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага).

Критерии оценки:

· точное обозначение шагов великана, Антона и гнома на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен 4 шагам, всего 16 приставных шагов) – высокий уровень чувства метра;

· воспроизведение шагов с двумя-тремя нарушениями метрической координации – средний уровень. Допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов (из 16);

· сбивчивое метрическое исполнение шагов – слабый уровень (от 9 до 12 несовпадений). Незавершенная дорожка при сбивчивом шаге – низкий уровень развития чувства метра.

Настоящий музыкант

Игра предполагает вовлечение ребенка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на ксилофоне, металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребенок соглашается поиграть на инструменте (напомним, что это возможно только при установлении между диагностом и испытуемым конструктивно-доброжелательных взаимодействий!), ему предлагается следующая инструкция: «Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок или танцевальных пьес)». После определения ребенком понравившегося ему произведения (например, «В траве сидел кузнечик» в ля миноре) ребенок двумя руками равномерно чередует исполнение звука ми третьей и ми четвертой октавы. После пробы своей «партии» ребенок играет «вступление» (два такта) и педагог-диагност исполняет мелодию с аккомпанементом (мелодию рекомендуется завершить, даже если ребенок остановился или ошибся, и обязательно похвалить его за исполнение песенки).

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребенку далее предлагается сыграть про «шаловливого кузнечика» в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про «неповоротливого, ленивого кузнечика» в мед­ленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением движения.

Критерии оценки:

· адекватное исполнение ребенком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень психомоторной темпо-метрической регуляции;

· адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;

· ситуативно-сбивчивое, но завершенное исполнение произведения только в умеренном темпе (допускаются метрические ошибки в 2-4 тактах или 4-8 операций-ударов) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;

· сбивчивое и незавершенное ребенком исполнение – низкий уровень.

Дождик

Игра предполагает использование верхнего регистра клавиатуры фортепиано в качестве стимулирующего материала в диагностическом задании на двигательную координацию пальцев обеих рук.

Цель: выявление уровня темпо-метрической регуляции мелкой моторики.

Задания:

· ребенку предлагается вслед за педагогом изобразить в медленном темпе «редкие капельки начинающегося дождика», т. е. поочередно исполнять указательным пальцем левой и правой руки любые два звука. Успешное выполнение задания соответствует слабому уровню метрической регуляции;

· последовательным исполнением звуков до, ре, ми в третьей и четвертой октавах в медленном темпе (желательно отрывисто – staccato) поочередно каждой рукой (2, 3, 4 пальцами правой и 4, 3, 2 пальцами левой) изобразить «спокойный и теплый летний дождь». Адекватное исполнение оценивается как средний уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

· на этих же звуках одновременно двумя руками изобразить «веселый, бодрый летний дождик» сначала в умеренном темпе, затем с ускорением (дождь усиливается) и с замедлением (дождь утихает). Удачное исполнение оценивается как высокий уровень метро-темповой регуляции мелкой моторики пальцев рук.

Диагностика чувства ритма

Музыкально-ритмическое чувство проявляется в реактивно-двигательной способности индивида воспроизводить различные сочетания интонационных длительностей в едином темпе. Временной ряд различных соотношений длительностей звуков – ритм – отражает все характеристики движения: темп и метр.

Ладошки (методика предложена выпускницей педагогического факультета ТвГУ В. Крыловой)

Цель: выявление уровня сформированности метроритмического чувства.

Стимулирующий материал:

Русская народная песня «Во поле береза стояла»;

М. Красев «Елочка»;

Детская песня «Петушок».

Сейчас мы споем песенку и похлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.

Интерпретация данных:

· точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень (3 балла); воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) – средний уровень (2 балла); адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень (1 балл);

· неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень (0 баллов).

Примечание. Метрическая пульсация умеренного темпа всех заданий должна соответствовать нормативному биоритму детей 75-80 ударов в минуту.

Следующие музыкально-диагностические задания предъявляются в двух тестовых режимах: воспроизводящем и воспринимающем.

Предлагаемые тестовые задания построены в соответствии с нормативными требованиями уровней ритмической сложности исполнения детьми младшего школьного возраста.

Воспроизводящий тест

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Прохлопай, пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на фортепиано мелодий. (Вначале диагност показывает образец исполнения ритма, чтобы убедиться в правильности понимания ребенком смысла задания.)

Стимулирующим материалом служат музыкальные фрагменты которые отражают различную степень ритмической сложности.

Критерии оценки:

· слабому уровню ритмической регуляции будут соответствовать ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей, чередование половинных и четвертных длительностей;

· среднему уровню ритмической регуляции соответствует умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т. е. элементы пунктирного ритма;

· высокий уровень ритмической способности требует соответственно такой моторной регуляции, которая соответствовала бы использованию пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Примечание. В силу того, что ритмические тесты несут в себе все характеристики метрической и темповой регуляции двигательных реакций, можно сделать обобщенный вывод о развитии темпометроритмической способности реципиента на основании подобного рода тестовых заданий.

Воспринимающий тест

Цель: выявить способность адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента.

Прослушай три разных мелодии, а затем попробуй отгадать, ритм которой из них я прохлопаю в ладоши.

Критериальные блоки уровней развития чувства ритмического восприятия:

1-й блок заданий

Т. Попатенко «Вальс» = 1 балл;

И. Арсеев «Наша игра» = 2 балла;

Ф. Шуберт «Серенада» = 3 балла;

2-й блок заданий

А. Филиппенко «Чудо, чудеса» = 1 балл;

В. Дементьев «Ква-ква» = 2 балла;

Ф. Шопен «Мазурка № 4» = 3 балла.

3-й блок заданий

Русская народная песня «Ворон» (или «Я на горку шла») = 1 балл;

Украинский танец «Приглашение» (или Ф. Мендельсон Концерт ми минор для скрипки) = 2 балла;

И. Пономарева «Песенка про Карлсона» = 3 балла.

Наши рекомендации