Вокальное образование и научная работа в области голоса
С первых дней установления Советской власти дело музыкального образования становится общегосударственным дел о м. Музыкальное образование входит в общую систему образования советских людей. Создается широкая сеть музыкальных школ, средних и высших музыкальных учебных заведений. Она организуется, с одной стороны, на основе преобразования дрежних частных и государственных учебных заведений, с другой — путем создания большого количества новых. Характерным для советской системы народного музыкального образования является ее плановость, наличие определенных программных требований и четкая профилизация.
К подготовке вокальных кадров привлекаются крупнейшие исполнители. В консерватории Москвы и Ленинграда приходят Г. П. Гандольфи, Н. Г. Райский, М. Дейша-Сиониц-кая, |М. Владимирова, Е. Петренко, К- Н. Дорлиак, А. Алчев-ский, И. Ершов, С. Акимова.
Характерным для развития новой советской вокальной педагогики является то, что практика не отделяется от теории. Работа р области практической вокальной педагогики в советской системе вокального образования предполагает и теоретическое ее осмысление. Наряду с широким развертыванием работы по воспитанию кадров певцов государство организует систему для разработки теоретических основ вокального воспитания, обобщения научных и практических наблюдений в области певческого искусства. В эту систему входит: с одной стороны, поддержка теоретической работы педагогов-практиков и выпуск книг, посвященных обобщению практического опыта, с другой стороны—создание специальной организации — Государственного института музыкальной науки, призванного разрабатывать теорию вокального искусства в общесоюзном масштабе.
В дореволюционное время практические достижения русской школы были обобщены в ряде трудов вокальных педагогов. Эти труды появлялись на протяжении всей второй половины XIX века и начала XX. Со времени первого руководства по пению А. Е. Варламова, вышедшего более ста лет
назад, и методических указаний М. И. Глинки — работ самобытных, оригинальных и значительных, — отечественная вокальная методика обогатилась большим количеством практических руководств по пению.
Основными русскими работами по вокальной методике, вышедшими во второй половине XIX века и в начале XX, были:
П. Бронников. Учебник пения по Гароде, Лаблашу, Гар-сиа, Дюпре, Панофке, Чинти Даморо, Ваккаи и др., одобренный Советом профессоров СПб консерватории. СПб, 1880, 128 стр., с упражнениями и вокализами.
Ю. Арнольд. Теория постановки голоса по методу старой итальянской школы. М., 1892.
Г. Н и с с е н-С а л о м а н. Школа пения. Три части. СПб., Бессель, 1881.
Н. Д од он о в. Руководство к правильной постановке голоса, ч. I. M., 1892, ч. II (практическая) М., 1895.
С. Сонки. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани. М., 1885, тип, Э. Лисснера и Ю. Романа.
И. Прянишников. Советы обучающимся пению. СПб., 1889 (переиздана: М., Музгиз, 1958).
К. Мазурин. Методология пения, т. I. M., 1902, М., 1903, т. II, 1-й выпуск.
К. Кржижановский. Причины упадка вокального искусства. М., 1902.
К. Кржижановский. Вокальное искусство. М., 1909.
Н. Компанейский. Предисловие к брошюре «Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса» М. И. Глинки. М., изд. Юргенсона (б. г. издания).
В. Карелин. Новая теория постановки голоса. СПб., 1912. У. Мазетти. Краткие указания по пению. М., 1912.
Изложение основных принципов этих работ можно найти в III части «Очерков по истории вокальной методологии» В. Ба-гадурова и частично в хрестоматии «Искуство пения» И. На-заренко.
Постепенно рос багаж научных наблюдений и ученых и врачей. К началу XX века, в связи с бурными успехами различных наук, в частности физиологии и физики, передовые вокальные педагоги пришли к убеждению, что невозможно обоснованное изложение методики пения без привлечения научных данных о голосе. Мысль о том, что сложности вокального воспитания могут быть разрешены только совместными усилиями певцов, педагогов и ученых, нашли свое выражение в организации в 1911 году Русского вокального общества под руководством профессора Сонки. В работе этого общества приняли участие как крупнейшие педагоги и певцы, так и представители науки. Они обсуждали появлявшиеся методические руководства, пытались
развить научную деятельность. Первая мировая война прервала это интересно начавшееся дело.
В советское время певческая практика, вокальная педагогика и научные исследования по голосу развивались взаимосвязанно. Ни одно сочинение, посвященное воспитанию певца» не обходилось без привлечения данных науки для подкрепления тех или иных методических положений.
Важной вехой в развитии советской методической вокальной мысли является организация в 1921 году Государственного института музыкальной науки, просуществовавшего до 1932 года.
Государственный институт музыкальной науки (ГИМН) был призван разрабатывать теоретические вопросы музыкознания. Вокально-методологическая секция ГИМНа объединяла ряд крупных вокальных педагогов и ученых и, обобщив практический опыт педагогов, теоретические знания по голосообразова-нию и сведения из истории вокальной педагогики, выдвинула единые основные положения, которым должна следовать в воспитании голоса советская вокальная педагогика.
«Единый метод преподавания пения» ГИМНа был одобрен на Всероссийской конференции вокальных педагогов и ученых в 1925 году — первой конференции такого рода, за которой позднее последовали другие. Исходя из верного представления о необходимости в пении согласованной работы гортани, дыхания и резонаторов, этот метод выдвинул следующие основные принципы организации певческого звука: 1) кос-то-абдоминальное дыхание, 2) среднее или свободно удерживаемое низкое положение гортани, 3) твердая или мягкая атака звука, 4) двухрегистровое построение голоса, 5) сглаживание регистров при постепенном по мере повышения шкалы преобладании так называемого головного резонирования и прикрытия звука, 6) опора звука на дыхание. Эти положения были изложены в докладе проф. Е. Егорова «Основы единого метода». Научное обоснование им дал Ф. Ф. Заседателев — видный профессор отоляринголог, занимавшийся вопросами певческого го-лосообразования. Многие из положений ГИМНа по постановке голоса сохраняют свое значение и в настоящее время, войдя в основные положения современной вокальной педагогики.
Недостатком «Единого метода ГИМНа», помешавшим ему завоевать популярность и сделаться основой для построения советской вокальной методики, явилось то, что он имел узкотехнический характер. Этот узкий подход к проблеме воспитания певца выражался в том, что единый метод ограничивался разбором вопроса постановки голоса, исходя только из анатомо-физиологической концепции, отрывая постановку голоса от всей проблемы воспитания певца. Не учитывал он в достаточной мере и вопроса индивидуальных особенностей голосового аппарата у певцов, предлагая единую методику его воспитания. Он
не захватывал глубоко вопросы музыкального развития, вопросы психологии пения, изучения и фиксации опыта талантливых педагогов. Несколько оторванный от живой практики, односторонний, он не обрел популярности.
Между тем значение работы вокальн о-м е т о д о л о-гической секции ГИМНа в истории развития теории вокального икусства нашей страны велико. Эта секция показала, что вопросы построения научно обоснованной системы воспитания певческого голоса должна разрешаться совместными усилиями педагогов и у ч е н ы х. По ее инициативе были выпущены книги по истории вокального искусства, по акустике певческого голоса и физиологии голосового аппарата, обобщившие достижения науки в этих областях. Была переведена книга А. Музехольда «Акустика и механика человеческого голосового органа» и вышла переизданием дополненная книга проф. Ф. Заседателева «Научные основы постановки голоса». Эти книги не потеряли своего значения и до настоящего времени.
В 1928 году по инициативе группы педагогов и ученых: В. Садовникова, Д. Аспелунда, В. Багадурова, Е. Малютина — при Московской государственной консерватории была организована лаборатория экспериментальной фонетики и фониатрии. Организация при консерватории лаборатории по изучению голоса явилась новаторским мероприятием, в котором наглядно нашел свое отражение принцип единства теории и практики. Лаборатория, просуществовав до Великой Отечественной войны 1941 года, провела большую полезную работу по изучению голосообразования у певцов, получившую свое отражение в работах Д. Аспелунда, Е. Малютина, В. Багадурова, Е. Артемьевой, В. Анцышкиной и В. Петрова.
Ниже мы даем краткие аннотации книгам, посвященным вопросам голосообразования и воспитания певческого голоса, изданным в нашей стране в двадцатые годы.
В 1923 году вышла книга педагога О. Л. Лобановой «Правильное дыхание, речь и пение», являющаяся дополненным изданием ее книги «Дышите правильно». (Петроград, изд. «Новый человек», 1915), построенная на применении принципов дыхания йогов и их последователей в Европе и Америке. Она содержит разработанную систему практических упражнений для развития дыхания. Хотя книга эта псевдонаучна, люди, имеющие ослабленный дыхательный аппарат, могут свободно воспользоваться имеющейся и ней практической системой упражнений. Думать, что эти упражнения сами по себе могут привести к правильному пению, — иллюзорно. (О. Лобанова. Правильное дыхание, речь и пение. М.—Л., 1923).
В 1924 году и Киеве вышла небольшая книжка певца Л. И. Вайи-штейна «Камилла Эверарди и его взгляды на вокальное искусство». Эве-рарди, сам знаменитый певец, долго преподавал в России и дал плеяду учеников, ставших выдающимися русскими певцами. Книга его ученика
Вайнштейна дает представление о методе работы знаменитого маэстро и о его взглядах иа воспитание певца. Это единственное серьезное обобщение практики знаменитого маэстро. (Л. И. Вайнштейн. Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство. Киев, 1924).
В 1924 году вышла книга «Экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса» профессора отоляринголога Е. Н. Малютина, в течение всей жизни много занимавшегося фониатрией и физиологией голосообразования. В ней дается обобщение наблюдений, сделанных автором в более ранние годы. Е. |Н. Малютин первый отметил, что форма и размеры твердого1 нёба влияют на проявление вокальной функции, на деятельность голосовых связок. Им установлен факт облегчения голосовой функции при воздействии на организм вибраций, совершаемых со звуковой частотой. Интересны его наблюдения, сделанные в двадцатые—тридцатые годы, за строением мягкого нёба и его влиянием на фонацию, за работой голосовых связок при помощи стробоскопа, за иариантами их прикрепления. Весьма важными оказались его мысли о нервной природе колебательных движений голосовых связок. Е. Н. Малютин — крупный ученый-исследователь, обогативший науку о голосе новыми интересными и важными наблюдениями. (Е. Н. Малютин. Экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса. Орел, 1924).
В 1925 году Государственный институт музыкальной науки выпустил перевод книги А. Музехольда «Акустика и механика человеческого го-лосоиого органа». Написанная достаточно популярно и снабженная хорошими иллюстрациями, она отражает уровень научных знаний по голосооб-разоианию, которого достигла акустика и физиология того времени. Выпуск этой книги был первым из намеченных ГИМНом трудов в помощь вокальному педагогу. Ее выпуск — важное событие для вокальной науки двадцатых годов, она не потеряла своего значения (в некоторых вопросах) н до настоящего времени. (А. Музехольд. Акустика и механика человеческого органа. М., Музсектор, 1925).
Книга профессора отоляринголога, занимавшегося вопросами фониатрии, Ф. Ф. Заседателева «Научные основы постановки голоса», вышедшая в 1925 году и выдержавшая четыре издания, представляет собой обширный свод знаний по вопросу голосообразования у певцов и воспитания певческого голоса. Сам автор не является экспериментатором, исследователем. В книге не приводятся личные исследования автора, но она обобщает с большой глубиной и полнотой те сведения по голосообразованию и воспитанию голоса, которые имелись в то время в мировой литературе. Автор обладает широкой эрудицией, весьма полно, обстоятельно трактует вопросы постановки голоса, и потому эта книга не потеряла своего значения до нашего времени. Отражая общие взгляды ГИМНа, автор несколько механически подходит к вопросу постановки голоса, считая, что она состоит из трех разных постановок: постановки дыхания, гортани и резонаторов. Только в послесловии работы автор указывает, что пение — это психо-физиологический акт, что {центральная нервная система играет в этом процессе первенствующую роль. Книга Ф. Заседателева для своего времени явилась большим вкладом. Она вооружила педагогов большим научным багажом. (Ф. Ф. Заседателев. Научные основы постановки голоса. М., Музгиз, 1925).
В 1925 году вышла небольшая книжка С. Р о б е н а, педагога пения, «Техника пения и единый метод постановки голоса». Автор исходит из ложной установки, что голосовой аппарат всех людей устроен одинаково, и считает, что люди, одаренные голосом, просто интуитивно умеют использовать носовой резонатор. В использовании носового резонатора, «маски» певцов, он видит основное средство достижения идеальной постановки голоса и его автоматического развития. Исходя из этих неверных положений, он дает практические рекомендации. Теоретический уровень работы низок, и серьезного внимания она не заслуживает. Интересен лишь факт пристального внимания к «маске», как важнейшему фактору, всегда сопровождающему качественное голосообразование у лучших певцов. (С. Д. Робен. Техника пения и • единый метод постановки голоса. Л., изд. Ганс Мунтер, 1925).
В 1925 году издательство «Тритон» выпустило восьмое издание книги С. М. С о н к и «Теория постановки голоса в связи с физиологией органов, воспроизводящих звук» (Методика сольного пения). Профессор Сонки — опытный вокальный педагог, много занимавшийся вопросами голосообразо-вания. Его книга — обстоятельный труд, где рассматриваются основные вопросы воспитания певца на уровне знаний того периода развития науки о голосе. Автор подробно описывает работу голосовых связок в различных регистрах. В воспитании голоса на первое место ставит овладение нижне-реберно-диафрагматическим дыханием. Весьма сложно описывает регистры голоса, придавая самостоятельное значение так называемым «подрегистрам». Он считает, что гортань у певцов может занимать в пении различное положение и должна это делать непроизвольно. Сторонник мягкой атаки, он считает, что мягкое нёбо должно всегда быть поднято, а рот—иметь форму овала. Автор во всех трактуемых вопросах указывает на необходимость учета индивидуальных свойств голосового аппарата. В книге все время чувствуется большой практический опыт педагога и его наблюдательность. (С. М. Сонки. Теория постановки голоса-в связи с физиологией органов, воспроизводящих звук. «Тритон», 1925).
В 1926 году вышла книга крупной русской оперной артистки и педагога М. А. Д е й ш и-С ионицкой «Пение в ощущениях». Эта небольшая книга интересна тем, что излагает внутренние ощущения, сопровождающие правильное певческое голосообразование большой певицы. Для нее ощущение звучания голоса в области лобных пазух является основным критерием правильного голосообразования. В книге много полезных практических замечаний о развитии голоса и даются примеры упражнений. С теоретической и научной стороны она крайне слаба, содержит много неверных, порой парадоксальных положений, вроде утверждения, что при вдохе воздухом наполняются не только легкие, но и головные пазухи. (М. Дейша-Сионицкая. Пение в ощущениях. М., Музгнз, 1926).
В работе врача М. Эрбштейна «Анатомия, физиология и гигиена голосовых органов», вышедшей в 1926 году, кроме общих сведений по трактуемым вопросам даются сведения по вопросу определения типа голоса по анатомо-физиологическим признакам. Это тема, которой посвящены основные статьи этого автора, вышедшие ранее. (М. Эрбштейн. Анатомия, физиология и гигиена голосовых органов. М., Медгиз, (1928).
В 1929 году вышел из печати первый выпуск книги В. Багадурова
«Очерки по истории вокальной методологии» (вышло всего три выпуска). Она является первым и единственным в русской литературе систематическим обобщением методического опыта зарубежных и русских школ воспитания певцов. В. Багадуров певец, композитор, музыкант-историк, излагает вопросы вокальной методологии в историческом аспекте, в связи с развитием музыкальной культуры, особенностями исполнительского стиля данной страны и эпохи. Пользуясь сравнительно-историческим методом, он рассматривает развитие методологической мысли в итальянской, немецкой, французской и русской школах пения. Эти книги, уникальные по своему содержанию, являются настольными для каждого педагога, желающего знать историю вокального искусства. В. Багадуров — крупнейший ученый-историк, сумевший обобщить в своих очерках весь тот опыт, который накопила вокальная методология за всю историю своего существования. В. Багадуров один из организаторов Союза советских композиторов, Государственного института музыкальной науки, лаборатории экспериментальной фонетики при Московской консерватории. (В. Багадуров. Очерки по истории вокальной методологии. М., Музгиз, 1929, вып. I; 1932—вып. II; 1967—вып. III).