Структура образовательной программы ДОУ
· Проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения за 3 года;
· цели и задачи по четырем сферам развития ребенка;
· учебный план;
· режим дня;
· программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
· модель выпускника;
· управление реализацией образовательной программы;
· план реализации образовательной программы на 5 лет;
· мониторинг результатов реализации образовательной программы;
· приложение.
Учебный план составляется в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ. Для каждой комплексной программы подготавливается отдельный учебный план. Если в дошкольном учреждении помимо базисного плана осуществляются дополнительные образовательные услуги, то необходимо составить учебный план дополнительного образования детей.
На основе учебного плана определяется также программно-методическое обеспечение образовательного процесса. По каждой комплексной программе составляется отдельная таблица.
Режим дня устанавливается в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ по каждой возрастной группе с учетом 12 часового пребывания детей в дошкольном учреждении.
Модель выпускника – предполагаемый результат реализации образовательной программы – включает в себя четыре блока, т. к. всестороннее развитие ребенка осуществляется по четырем направлениям (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) и строится на основе поставленных задач.
В блок управления образовательной программой входят схема руководства учреждением с указанием коллегиальных органов управления, распределение обязанностей по руководству и управлению между членами администрации учреждения. Персональные циклограммы деятельности администрации уместно включить в приложение образовательной программы.
План реализации образовательной программы разрабатывается на 5 лет, в котором предусматриваются:
· нормативно-правовое обеспечение (изучение законодательных актов, нормативных документов, регламентирующих вопросы образования и труда; разработка локальных актов);
· кадровое обеспечение, повышение квалификации педагогов;
· программно-методическое обеспечение при необходимости механизма внедрения новой образовательной программы или перехода на другую образовательную программу (изучение педагогической литературы, приобретение образовательных программ, методической литературы);
· научно-методическое сопровождение образовательного процесса (организация работы советов, групп, школы, комиссии, клуба и др.);
· построение образовательного процесса (воспитательно-образовательная работа с детьми по четырем направлениям, предоставление дополнительных образовательных услуг с учетом социального заказа);
· создание организационно-педагогических условий (предметно-развивающая среда, оборудование помещений и др.);
· работа с родителями (педагогическое образование родителей, сотрудничество с родительским комитетом, семьями);
· взаимодействие с социальными институтами (учреждениями образования, здравоохранения, культуры, заинтересованными организациями).
Далее составляется мониторинг результатов реализации образовательной программы ДОУ. Описывается форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации об образовательной деятельности учреждения; указываются методики, с помощью которых осуществляется диагностическое обследование.
В приложение входят таблицы, модели, циклограммы, схемы и т. д.
Таким образом, правильный, обоснованный выбор образовательных программ дошкольного образования, логично и содержательно разработанная "Образовательная программа ДОУ" будут способствовать эффективной реализации образовательного процесса.