В коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Интеллектуальные игры Никитиных

В коррекционной работе с детьми с ОВЗ - student2.ru В магазинах развивающих игр и игрушек на сегодняшний день большим спросом у покупателей пользуются авторские дидактические пособия Никитиных. Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей.

Опыт Никитиных доказывает, что родители должны постараться окружить детей такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно те психические функции и личностные качества, которые в данном возрасте способны наиболее эффективно развиваться. Игры Никитиных, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, могут стать неотъемлемая часть этой среды.

Творческие развивающие игры Никитина для детей исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями [14]:

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.
  2. Задачи дают ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., знакомят его с разными способами передачи информации.
  3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
  4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до В коррекционной работе с детьми с ОВЗ - student2.ru взрослого возраста).
  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности (в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке).
  6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
  7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядное "задание" с "решением" и самому проверять точность его выполнения.
  9. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
  10. Игры Никитина позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

В развивающих творческих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности –«самостоятельно по способностям». Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:



  • игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста,
  • задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей,
  • ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи,
  • игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества,
  • играя в игры Никитина со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам [14].

Эти пять пунктов соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей ребенка. Именно благодаря этому игры Никитина создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, зрительную память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют сообразительность, изобретательность, творческий склад мышления [19].

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге «Интеллектуальные игры». Приведем лишь несколько примеров самых популярных из них.

«Рамки и вкладыши»

«Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий – пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно.
Постепенно карапуз познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом – по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников)» [19].

«Сложи узор»

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида В коррекционной работе с детьми с ОВЗ - student2.ru заданий.

Сначала дети учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) их окраску, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

Эта игра способствует «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать» [19].

В коррекционной работе с детьми с ОВЗ - student2.ru «Сложи квадрат»

Игра рекомендуется для детей от двух лет и имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата: целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и разрезанный на две части по ломаной линии.

Детали для игры нужно либо разложить по кучкам (в каждой – части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Далее нужно предоставить возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный.

Наши рекомендации