В коррекционной работе логопеда
Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию,
свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двига-
тельной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных
движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа вы-
полнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняе-
мых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.
Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от
степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (М.М. Коль-
цова, Е.И. Исенина, Л.В. Фомина). Если развитие движений пальцев
рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика
. при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.
В специальной литературе описаны отдельные приемы работы по
развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, при
моторной алалии, при детском церебральном параличе, в которых ре-
комендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки дви-
жений пальцев рук, что является, по мнению М.М. Кольцовой "мощ-
ным средством повышения работоспособности коры головного мозга".
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких
движений пальцев рук, предлагают использовать в системе кор-
рекционной работы по преодолению речевой патологии в дошко-
льном возрасте такие авторы, как Т.А. Ткаченко, И.С. Лопухина,
В.В. Цвынтарный. Авторы предлагают использовать пальцевые уп-
ражнения, включая их в занятия логопеда или воспитателя как физ-
культминутки.
В специальной литературе недостаточно освещен вопрос об ис-
пользовании физкультминуток в системе коррекционной работы по
преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возрас-
та, хотя особенности двигательной сферы таких детей отмечены прак-
тически всеми исследователями.
При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием ре-
чи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппа-
рата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой.
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упраж-
нениях для развития общей моторики, для улучшения координации
движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной
неловкости.
Физкультминутки включаются в занятия логопедов, воспитате-
лей, психолога. В зависимости от возраста и от темы занятия их мо-
жет быть 1 -2 по 2-3 минуты.
Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения
без речевого и с речевым сопровождением.
Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются
движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элемен-
тами йога-гимнастики и психогимнастики. Проводятся они, как пра-
вило, на начальном этапе обучения с целью переключения на другой
вид деятельности, привлечения внимания детей, обучения правиль-
ному и точному выполнению заданий.
Упражнения на релаксацию проводятся на каждом этапе обуче-
ния. Они могут иметь музыкальное сопровождение. Детям предлага-
ется, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на ру-
ки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль
туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим
на мягком, пушистом облаке (на лесной полянке, на лугу, на берегу
моря и т. п.), которое качает и баюкает ласково, как мама, ветерок,
нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение
заканчивается словами: "Но вот подул прохладный ветерок, и нам
захотелось вернуться на землю".
Упражнения с элементами психогимнастики проводятся в любом
периоде обучения. Идея проведения элементов психогимнастики за-
имствована нами у М.И. Чистяковой. Это могут быть задания на изо-
бражение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, пантомимы:
для выражения гнева игра-этюд "Мальчики поссорились" (для детей
4-5 лет). Мальчики очень рассердились, они сдвинули брови, разма-
хивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся.
Для выражения опасности предлагается игра-этюд "Лисенок боит-
ся" (4 года). Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он
не решается войти в воду. Вода в ручье холодная, да и, должно быть,
ручей очень глубокий. Детям предлагается выполнить такие движения:
поставить ногу вперед на носок, вернуть ногу на место, повторить это
движение несколько раз, для большей выразительности можно имити-
ровать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Для выражения внимания, интереса и сосредоточения предлага-
ется игра-этюд "Лиса охотится" (для детей 6-7 лет). Лиса вышла по-
охотиться, увидела мышку, моментально застыла в напряженной по-
зе, мордочка у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза не-
подвижно смотрят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и
дразнящий запах.
Такие упражнения проводятся часто с музыкальным сопровожде-
нием.
Необходимость в проведении физкультминуток с элементами ре-
лаксации и психогимнастики и их содержание обсуждается совместно
логопедом и психологом.
Упражнения с речевым сопровождением можно условно подраз-
делить на речевые игры фонетической или лексико-грамматической
направленности, включая их, соответственно, в занятия по формиро-
ванию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий.
Такие упражнения могут нести в себе целый комплекс коррекцион-
ных задач:
— снять напряжение после изучения нового материала, когда
требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и
памяти;
— развивать память, внимание, эмоции;
— содействовать развитию дыхания;
— закреплять произношение отдельных звуков речи;
— развивать просодическую сторону речи.
В текстах физкультминуток используются веселые, забавные,
озорные образы, которые способствуют эмоциональному восприятию,
вызывают положительные чувства, что, в конечном итоге, помогает
более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов; игры
разных народов, произведения устного народного творчества, в кото-
рые при необходимости можно внести изменения, адаптируя их с уче-
том речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи.
Более простой по содержанию текст дети могут выучить заранее
с воспитателем, а на занятии — разучить движения с речевым сопро-
вождением.
Очень важно, чтобы логопед знал текст физкультминутки наи-
зусть, четко, уверенно выполнял движения, иначе смысл физкультми-
нутки теряется.
Во время упражнений каждый ребенок должен хорошо видеть ли-
цо логопеда, чтобы повторять эмоции и артикуляцию. Логопед должен
хорошо видеть каждого ребенка, оценивать качество выполнения дви-
жений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.
Руководящая роль логопеда особенно важна во время проведения
игр с элементами релаксации и психогимнастики. Трудно переоце-
нить в этот момент подбор музыкального сопровождения текстов, тон
логопеда.
Наши многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что
дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в
процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток
становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают прави-
ла игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятель-
ность.
Проведение физкультминуток предупреждает переутомление
дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает
статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволя-
ет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.