Проф. ответственность ж-та
Проф. ответственность.
Проф. отв-сть - реально сущ-ая зависимость между результатом проф. деят-ти и последствиями, кот. он может иметь для об-ва. Всякая проф. деят-ть ориентирована на удовлетворение тех или иных обществ. потребностей,стремится чтобы ее рез-т устраивал о-во. Проф.деят-ть творч. хар-ра, обречена на непредсказуемость последствий от ее результата.
Риск. Риск, представляя собой особый тип принятия решений в процессе деят-ти, явл. неизбежностью во всех случаях, когда мы имеем дело с тв-вом. Степень допустимости риска может меняться в зависимости от объективной необходимости деят-ти в данный конкр.момент и значимости ее мотивов. Конкр. источники неопределенности – факторы риска:противоречивость обществ.явл-й, относительность процесса познания человеком окруж. действит-ти, невозможность однозначных оценок происходящего из-за различий в системах ценностей и соц.-психологических установках людей, в их интересах, намерениях, стереотипах поведения; ограниченность временных, материальных, физических и психических ресурсов субъекта деят-ти в момент принятия и осуществления решений. Опасность неправомерного риска.
Личность, будучи персонально носителем проф. ответственности, выступает в кач-ве гаранта добросовестного выполнения проф. долга и минимизации отрицательных последствий своей деят-ти. Чем выше рискованность деят-ти, тем выше проф. ответственность ее субъекта. «Соц. ответственность ж-та требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравств.сознанием» ( межд. принципы). Проявления проф. ответств. Ж-та зависят не только от его «мор. согласия» быть ответственным - высокий уровень гражданской зрелости, профессионализма, чтобы заблаговременно определять, чем жизнь может .
Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои слова, действия, поступки.
Проф. ответственность надо не только воспитывать в себе, но и учиться ей. Быть профессионально ответственным - значит гарантировать обществу качеств. исполнение своего проф. долга и уметь находить возможности для этого в любых обстоятельствах.
1. Этическая ответст-ть ж-та.
Имеет 2 вектора. Личный - самоцензура. Корпоративный - различные принципы ПЭ, зафиксированные в Декларациях, кодексах и т.п. При этом следует понимать, что ни кодексы ПЭ, ни особенно самоцензура не имеют юридической силы. (часто ошибочно приравнивают кодекс этики к закону, к другим Кодексам.)
Во-вторых, существуют 3 осн. вида наказания, за нарушение этической ответственности:
§ у ж-та могут (иногда) возникать муки совести;
§ журналист м.б. исключен из корпоративного союза и осуждаем коллегами;
§ ему грозит обществ.порицание.
2. Соц. ответственность.
Тесно связана и с этической, и с гражданской. Принципиальное отличие - это ответственность перед обществом в целом. Ж-т отвечает за слова, за материалы перед людьми. Общество требует от ж-та объективности, адекватности, оперативности, точности и пр. При этом очевидно, что некот. принципы будут совпадать с тем, что зафиксировано в Кодексах ПЭ. Потому что ж-там "надоело" всё время выслушивать от общества одни и те же замечания, и они собрались и зафиксировали это всё в кодексах. Приэтом, сама по себе соц.отв-ть нигде не закреплена как таковая. Это всего лишь представления общества об идеальном ж-те.
Наказания – обществ.порицание. Люди перестанут смотреть, читать, слушать "плохого" журналиста. Объявят ему бойкот.
3. Гражданская отв-ть ж-та.
Помимо соц.отв-ти сущ. гражданская отв-ть ж-та не только перед обществом, но и перед гражданами.
"Независимость сми и гражд.
отв-ть ж-тов – непременное условие поддержания обществ. согласия при решении соц. и политич. задач, расширения поддержки проводимых реформ, направленных на формирование гражд. общества, а также для создания действенного механизма обратной связи".
По мнению Эдмонда Б. Ламбета (из книги "Приверженность журналистскому долгу"), критика правительства журналистами необходима, но не должна выходить за рамки объективности и интересов общества. Итак, гражд. отв-ть ж-та - это его отв-ть как гражданина перед гос-вом и гражданами. Ж-т обязан иметь гражд.позицию. Ж-т должен помогать формир-ю гражд. общества. Материалы должны воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине и пр. Эта отв-ть также не имеет юридической силы. За нарушение - порицание.