V.2. Замятие по общей физической подготовке
Для решения задач общей физической подготовки («ОФП») наиболее целесообразны комплексные занятия. Они удобны для решения целого ряда задач. В одном занятии с помощью специальных разнохарактерных упражнений можно развивать способности к дифференцировкам пространства и времени, гибкость, скоростную силу и ловкость, совершенствовать функцию равновесия или (в специализированном аспекте) вращательную устойчивость и т.п. Комплексные занятия играют особую роль в физической подготовке занимающихся на начальных этапах. Во-первых, потому, что здесь они легче поддаются воздействию, поскольку, как правило, уровень развития качеств и способностей – низок, а во-вторых, в работе можно использовать игровой метод, снижающий психологическую напряженность в целом большого труда (по объему, интенсивности, количеству и разноплановости применяемых средств), который необходим для обеспечения высокого уровня физической подготовленности.
В начале подготовки могут использоваться комплексы, полностью составляющие содержание тренировки, на которую новичкам отводится по 60-90 минут 3 раза в неделю.
В дальнейшем эти комплексы становятся составной частью занятий, также в целом направленных на решение задач только физической подготовки. В этом случае набор упражнений, их соотношение по характеру и нагрузочности должны определяться, исходя из конкретного состояния физической подготовленности занимающихся и поставленных в связи с этим задач физической подготовки на данный момент.
Примерами построения комплексного занятия могут быть варианты, показанные ниже:
Вариант 1
Упражнения | Дозировка | |
количество | время, мин | |
1. Разметочные общеразвивающие 2. Развивающие гибкость 3. Скоростно-силавые для туловища и рук 4. Вращательные 5. Ловкостные (типа игры в мяч) 6. Развивающие гибкость 7. Успокаивающие | 12-16 6-8 6-8 4-2 3-2 | 20-25 15-20 15-20 15-10 15-10 10-5 6-2 |
Вариант 2
Упражнения | Дозировка | |
количество | время, мин | |
1. Разминочные общеразвивающие 2. Для развития прыгучести и беговые 3. Совершенствование функции равновесия 4. Силовые жимовые и статические 5. Хореографические поточные 6. Ловкостные 7. Успокаивающие | 10-12 10-8 4-6 4-3 2-3 1-2 | 20-25 20-15 15-20 15-20 15-20 10-5 5-3 |
При достаточной подготовленности работа в комплексных занятиях по возможности должна проводиться непрерывно. Это не значит, конечно, что занимающиеся работают без отдыха. Каждый раздел работы идет своим чередом, без спешки, с достаточным отдыхом между повторениями, между упражнениями и при соблюдении обоснованной дозировки каждого.
В группах «общей» начальной подготовки распределение и соотношение в занятиях разных разделов физической подготовки могут быть представлены вариантом, показанным в таблице 14. Как из нее следует, в начале периода, материал распределен относительно равномерно, и виды упражнений последовательно чередуются от занятия к занятию. Исключение составляют средства, развивающие выносливость (особенно силовую), которые в полном объеме используются в более поздних этапах, когда достаточно развиты «ординарные» силовые качества и организм подготовлен к продолжительной, напряженной работе.
На более поздних этапах начального периода количество видов упражнений, используемых в полном объеме в одном комплексном занятии, увеличивается до 6-7.
Чередование же их может быть произвольным, но при соблюдении определенных правил. В частности:
– тренировка должна начинаться разминочными разогревающими (общими и локальными) упражнениями;
– упражнения, требующие тонкой координации (точных дифференцировок) выполняются в начале основной части занятия или перед теми, которые несут большую функциональную нагрузку. Однако на более поздних этапах их нужно стараться выполнять на фоне некоторой усталости, но без снижения качества (точности) выполнения;
– упражнения скоростного и скоростно-силового характера целесообразнее выполнять перед упражнениями на выносливость;
– в случае большой нагрузочности упражнений их следует применять в таком порядке, который обеспечивает смену режимов работы с последовательным увеличением нагрузки;
– при использовании в одном занятии силовых упражнений на выносливость и статических вначале целесообразнее выполнять статические напряжения, а затем – динамические – для снятия тормозных процессов, возникающих у нетренированных лиц при относительно больших напряжениях; на более поздних этапах напротив – сначала динамические, а затем статические. Во-первых, это нужно для того, чтобы поставить занимающегося в более сложные условия; во-вторых, после предельной силовой работы динамического характера статические напряжения окажутся действенным стимулом развертывания «запасных» потенциальных возможностей занимающегося - что приведет к развитию способностей проявлять максимальную силу на более высоком уровне;
– занятия необходимо заканчивать расслаблением мускулатуры, используя для этого не только пассивные висы или расслабленные махи, потряхивания и т.п., но и расслабления в удобных позах; в небольших количествах полезны также упражнения, в которых растягивающие воздействия оказываются на наиболее нагруженные группы мышц;
– особое внимание необходимо обращать на обязательное планирование и использование длительного активного отдыха (купание, лыжные и пешие прогулки и т.п.) и пассивного, – рассматривая их как составную часть системы, обеспечивающей высокий уровень потенциальных возможностей и работоспособности.
Таблица 14. Вариант планирования занятий по ОФП в начальном периоде
Характер упражнений л развиваемые качества | Начало периода | Конец периода | ||||||||||||||||||||||||
1. Разминочные | ||||||||||||||||||||||||||
2. Скоростно-силовые для туловища и рук | ||||||||||||||||||||||||||
3. Гибкость | ||||||||||||||||||||||||||
4. Прыгучесть | ||||||||||||||||||||||||||
5. Спринт | ||||||||||||||||||||||||||
6. Силовая выносливость | ||||||||||||||||||||||||||
7. Общая выносливость | ||||||||||||||||||||||||||
8. Статические | ||||||||||||||||||||||||||
9. Вращательные | ||||||||||||||||||||||||||
10. Дифференцировки | ||||||||||||||||||||||||||
11. Хореография | ||||||||||||||||||||||||||
12. Расслабляющие | ||||||||||||||||||||||||||
13. Отдых пассивный | + | + |
Обозначения: в верхней строке цифрами обозначены номера занятий; по строчкам - очередность упражнений в занятиях