IV. Подготовка к восприятию новой темы
1. Вступительное слово учителя.
— Есть на Земле важная миссия, целиком принадлежащая Матери: стоять у колыбели, бороться с любыми трудностями, защищая огонь новой жизни, вводить маленького человечка в жизнь и учить делать по ней первые шаги.
Мама не спит долгими ночами, сидя возле колыбели, это она учит нас ходить по земле, это она следит, чтобы вы были накормлены и одеты, это она придет на помощь, когда вам в жизни будет тяжело.
Мама — особенный человек, самый лучший, самый добрый, самый заботливый, самый нежный и самый красивый. Разве не так?
Мама, мамочка... Сколько тепла таят эти слова! Материнская любовь способна греть нас всегда, потому что дети — самое дорогое для матери.
2.
— Существуют понятия: мудрость матери, мужество матери. Люди слагают стихи, пишут рассказы о чутком сердце матери...
V. Работа с текстом рассказа Я. Брыля «Простои ясно»
1. Чтение рассказа учителем (с. 69).
2. Проверка первичного эмоционального восприятия.
— Понравился ли рассказ? Чем? Что понравилось?
3. Лексическая работа.
• Сучить ножками — двигать ножками попеременно.
4. Чтение текста учащимися («цепочкой»).
5. Обсуждение прочитанного.
— В чем проявляется любовь матери к сыну?
— Какое настроение навевают писателю его воспоминания?
— Какими словами автор выражает любовь к своей маме? Прочитайте.
— Какова тональность рассказа: грустная, радостная? Почему вы так решили?
— Меняется ли настроение в рассказе? Когда? Почему?
— Каким хочет стать писатель? Почему?
— Как нужно относиться к маме?
Какие ласковые слова вы говорите своей маме?
6. Выборочное чтение.
Найдите строки в первой части рассказа (когда герой еще маленький), которые говорят о добре, заботе мамы о своем ребенке.
— Как детские воспоминания взрослого человека помогают нам понять его любовь к матери? В каких словах и предложениях это выражается? Прочитайте.
7. Выразительное чтение.
— Передайте голосом любовь матери к сыну.
Физкультминутка
VI. Работав группах
— Мамы бывают разные...
Сейчас вы получите конверты с рассказами об удивительных мамах. Вам необходимо прочитать рассказы о мамах и ответить на вопрос:
— Чем отличаются мамы в рассказах от ваших мам?
Задание для 1 группы
Жила-была мама, которая больше всего на свете любила шум, грохот и барабанный бой! У неё было четыре больших барабана и один маленький! А ещё она била молотком в железный таз! Эта странная мама совершенно не выносила тишину. Она шумела, как целый детский сад. И детям своим говорила: Шумите, пожалуйста, громче!» Поэтому, когда мама наконец ложилась спать, вокруг неё все ходили на цыпочках.
Задание для 2 группы
Жила-была мама, которая умела очень хорошо разбрасывать вещи. Увидит, что вещи аккуратно сложены на стуле, и сразу начинает их разбрасывать.
Однажды мама забыла закрыть окно и установила мировой рекорд по разбрасыванию вещей. Она их бросала, бросала... Вскоре стали приходить посылки с мамиными вещами. Из Африки, Америки... Но никто на маму не жаловался, потому что она разбрасывала свои вещи, а не чужие.
Задание для 3 группы
Жила-была мама, которая обожала летать на воздушных шариках. Поэтому её никогда не было дома. Надует шарик и улетает! А дети ждали её у окна и кричали: «Ура! Наша мама летит!» Эта мама всегда возвращалась с подарками, так что никто на неё не сердился.
Задание для 4 группы
Жила-была мама, у которой всё валилось \\л рук. Особенно не везло ей с бутербродами. Намажет хлеб маслом, посыплет сахаром, чтобы масло крепче держалось. —-- а бутерброд уже на полу! Если мама открыла дверцу шкафа -—- дверца отваливалась! А когда хотела смахнуть пыль с люстры, все кричали «Караул!» и поскорей разбегались. Потому что люстра падала на ковёр и на всех, кто на нём стоял. Вот почему этой удивительной маме категорически запрещали до чего-нибудь дотрагиваться. И всё делали сами.
Т. Шульга «Ж и л и - были мамы »