Обучение детей дошкольного возраста 5 страница

10. В.А.Сластенин. — М., 2000.

11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. — М., 1995.

12. Талызина Н. Ф., Печенюк Н.Г., Хохловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. — Саратов, 1987.

13. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: Состояние и перспективы. — М.; Ставрополь, 1991.

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Образование взрослых трактуется в Российской педагогической энциклопедии как направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью.

Н.В.Федорова в своем учебном пособии «Как помочь взрослым учиться и менять себя» указывает на три значения термина «образование взрослых».

Во-первых, как область знаний, как академическая дисциплина. Первая ученая степень доктора философии в области образования взрослых в США присуждена Колумбийским университетом. Наряду с термином «образование взрослых» в настоящее время используется понятие «андрагогика», обозначающее одну из отраслей педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых.

Во-вторых, как сфера практической деятельности, в которую входят различные учебные заведения и учреждения.

В-третьих, как непосредственная деятельность взрослого, часть его повседневной жизни.

Исторически зарождение образования взрослых относится к XVIII в. и связано с необходимостью повысить уровень культуры человека, предоставить ему необходимые элементарные общеобразовательные и начальные профессиональные знания, позволяющие адаптироваться к менявшимся условиям жизни. Важнейшей задачей образования взрослых после 1917 г. стала ликвидация неграмотности. Затем в стране появились рабфаки и вечерние школы, рабочие университеты и различные курсы. В конце 60-х гг. начали формироваться различные отраслевые и межотраслевые институты повышения квалификации. С середины XX в. образование взрослых чаще всего рассматривается как элемент непрерывного образования. Причем если первоначально непрерывное образование трактовалось как компенсаторное, ликвидирующее недостатки образования взрослых, связанные либо с устарением ранее полученных знаний, либо с недостатками в работе существующих систем образования, то в дальнейшем оно стало просматриваться в связи с проблемой повышения квалификации.

Все те новые знания и умения, которые взрослый человек получает их из разных источников информации и осваивает в конк-

ретных формах образовательной деятельности, активно привлекая знания, приобретенные ранее, в совокупности представляют, по определению Г. С. Сухобской, феномен образованности взрослого человека. Проявляться этот феномен может в виде концептуальных и функциональных знаний (функциональная грамотность), а также в их единстве (профессиональная культура).

В бывшем СССР функционировала широкая сеть образовательных учреждений, включавшая разные формы базового и постбазового образования взрослых. Глубокий кризис, связанный с распадом прежних социально-экономических отношений, переход к рыночной экономике изменили ситуацию в сфере образования взрослых.

Основной целью системы образования взрослых как социального института в условиях кризисной ситуации, как отмечает В. И. Побед, является оказание социально-образовательной помощи личности в адаптации к новым условиям существования, в определении его участия в производственной, социальной и культурной жизни общества, в выработке социального иммунитета, адекватного поведения в экстремальных условиях.

Характерной чертой последних лет является стремление взрослого населения усилить свое соответствие требованиям рынка в плане углубления профессиональной квалификации, функциональной и технологической грамотности, компетентности и общей культуры.

В современных условиях система образования взрослых переживает ряд проблем, пронизывающих всю ее структуру на разных уровнях (федеральном, региональном, на уровне учебного заведения, обучающихся), порожденных, по утверждению С. Г. Вер-шловского и М.Т. Громковой, рядом противоречий:

— между осуществляемыми коренными преобразованиями общества в их позитивной части и неразработанностью образовательных технологий, позволяющих их осмыслить, понять и принять;

— между острой необходимостью массовой переподготовки взрослых в связи с изменением рода деятельности и непринятием самого процесса образования в том его виде, каким оно является в конкретных учебных процессах, в его методиках, технологиях, результатах;

— между целостностью и системностью окружающего нас мира и неразработанностью целостного, системного представления о субъекте образования;

— между необходимым для данной специальности и реальным уровнем знаний;

— между реальным уровнем знаний и необходимым для освоения социальных условий деятельности, социальных отношений, социально одобряемых норм поведения;

— противоречиями саморефлексивного характера, обусловленными, с одной стороны, стремлением лучше и глубже разобраться в себе и, с другой — недостаточно развитым механизмом рефлексивного контроля, недостаточным знанием самого себя;

— противоречиями между уровнем знаний человека и новыми проблемными познавательными задачами, выдвигаемыми не только потребностями жизнедеятельности (практики), но и им самим.

Е. П. Тонконогая выделяет как негативные, так и позитивные тенденции развития образования взрослых в настоящее время. К негативным относятся:

— значительное уменьшение количества обучающихся;

— заметное свертывание некоторых направлений постбазового образования;

— сокращение сроков обучения;

— коммерциализация многих форм образования взрослых;

— регионализация образования.

В качестве позитивных выделяются следующие:

— появление новых структур, предлагающих взрослым разнообразные образовательные услуги по новым дефицитным и престижным профессиям менеджера, маркетолога, дилера, брокера и т.д.;

— трансформация прежних структур образования взрослых в другие, более гибкие и отвечающие современным потребностям;

— расширение целей и направлений образования;

— предоставление взрослым полной свободы выбора направлений и проблематики образования;

— осуществление отбора и структурирования содержания образования с учетом личностных интересов и потребностей взрослых;

— стремление использовать образование взрослых как фактор социальной адаптации и социальной защиты некоторых социально-демографических групп населения (безработных, инвалидов, беженцев, демобилизованных из Российской Армии и др.);

— использование современных информационных технологий в образовании взрослых.

Взрослость представляет собой один из этапов возрастной эволюции человека, который длится около 40 лет и характеризуется наивысшими достижениями личности.

В социально-психологическом смысле взрослость наступает в процессе формирования человека как субъекта общественно-трудовой деятельности. Ю. Н. Кулюткин выделяет следующие основные характеристики взрослости:

— трудовая деятельность является ведущим видом деятельности взрослого человека;

— включение молодого человека в производственную жизнь приводит к изменению социального положения, его статуса;

— под влиянием трудовой деятельности и нового социального статуса у молодого человека формируется и новая социальная позиция, характеризующая его как взрослого человека, — позиция полноправного субъекта своей жизнедеятельности.

Позиция взрослого человека как субъекта различных видов социальной деятельности определяется рядом особенностей. Н. И. Мицкевич выделяет следующие: вовлеченность взрослого человека в сферу профессионального труда; динамическое изменение мира с его глобальными проблемами; наличие у взрослого человека целостной непротиворечивой позиции, которая имеет инерционный характер.

Выявляя теоретические основы дидактической системы повышения квалификации, Н. И. Мицкевич называет особенности учения взрослого человека: наличие внутреннего побуждения к учению, помогающее самому ставить себе задачу, строить план ее решения и осуществлять его; самостоятельность как умение организовать процесс решения задачи и управлять им в соответствии с этой задачей; зависимость степени включенности человека в процесс обучения от автономности мышления, способности к нововведениям, к сотрудничеству, способности учиться и передавать другим приобретенные знания; мобильность; постоянное стремление человека строить свою профессиональную деятельность на основе новой информации как способ его самовыражения и саморазвития.

Социальный статус личности взрослого человека определяет и его отношение к обучению в разные периоды его жизнедеятельности (молодость, возмужалость, зрелость). Включаясь в учебную деятельность, взрослый принимает на себя роль учащегося, но учебная деятельность для него является, как правило, не основным, а вспомогательным видом деятельности, что в отличие от детей существенным образом меняет психологическое отношение взрослых к процессу обучения.

Развитие человека в период взрослости, как показали исследования Ю. Н. Кулюткина, характеризуется целым рядом внутренних закономерностей. Так, оказалось, что развитие разных функций организма происходит неравномерно и неодновременно (гетерох-ронность развития): на одних этапах быстрыми темпами развивается, например, память, на других — мышление. Было также выявлено, что с возрастом различные функции становятся более взаимосвязанными, скоординированными, интегрированными в некоторый целостный ансамбль, что позволяет человеку компенсировать недостатки в развитии одной функции (например, памяти) за счет более высокого развития другой (например, мышления).

Кроме того, уровень функционального развития интеллекта взрослого человека на разных этапах возрастной эволюции остается достаточно высоким.

С.Г.Вершловский выделяет следующие ориентации взрослых в сфере образования. Так, если актуальным для человека выступает непосредственная польза образования (для работы, статуса и т.д.), то этот человек ориентирован на его практическую ценность. В том случае в основе отношения к образованию лежат принципы внешней целесообразности. Другой тип ориентации связан с признанием самостоятельной ценности образования; в этом случае учебная деятельность выступает в качестве самодеятельности. Третий тип связан с ориентации таким образом, что общее образование вообще не входит в систему его ценностей, незначимо; в этом случае не осознано то, ради чего совершается выбор.

Н.Ф.Федорова в зависимости от мотивационной ориентации учащихся взрослых разделяет их на следующие три группы.

К первой группе лиц, ориентированных на цель деятельности, относятся те, кто использует получаемое образование для достижения четко поставленных целей. Ко второй группе лиц, социально ориентированных, относятся те, для кого условия обучения имеют определенный смысл и значение, хотя само обучение может и не быть связанным с содержанием их деятельности. И, наконец, к третьей группе относятся лица, ориентированные на учение, те, кто стремится получить знания ради знаний.

Интересной является также классификация взрослых учащихся в соответствии с их стилем работы. Н.Ф.Федорова выделяет четыре группы таких учащихся.

К первой группе относятся те, кто придерживается принципа конкретной логической последовательности. Такие учащиеся получают информацию из непосредственного опыта, они ценят порядок и логическую последовательность, следуют прямым указаниям и любят четко организованную презентацию материала, спокойную обстановку. При организации учебного процесса используются книги, учебные пособия, программированные материалы и вычислительная техника, тренинги, рисунки, модели, четко спланированные экскурсии.

Ко второй группе относятся учащиеся, следующие принципу так называемой абстрактной хаотичности. Такие учащиеся ценят обучение в целом, но предпочитают получать информацию в неорганизованном, хаотичном виде. Складывается впечатление, что они организуют информацию сами, пропуская ее через призму того, что им хотелось бы получить от обучения. В процессе обучения используются метод групповых дискуссий, короткие лекции, сопровождающиеся вопросами и ответами, обсуждения.

К третьей группе относятся учащиеся, следующие принципу абстрактной логической последовательности. Они имеют, как правило, блестящие способности к декодированию письменных, устных и образных символов, имеют в своем воображении обилие различных концептуальных представлений, на фоне которых выстраи-

вают то, что читают, видят или слышат в графической или образной форме. Они предпочитают рациональное и последовательное изложение материала, из которого могут извлечь основные идеи. В учебном процессе предпочтение имеют задания на самостоятельное чтение, слушание и проработку материала, а также проведение занятий проблемного, аналитического характера.

К четвертой группе относятся учащиеся, следующие принципу так называемой конкретной хаотичности, демонстрирующие склонность к экспериментированию. Они быстро схватывают идеи и делают интуитивные шаги в решении нечетко просматриваемых проблем; учатся путем проб и ошибок, успешно работают в малых группах, демонстрируя высокую степень самостоятельности, не следуя за инструкциями в точности, а внося что-то свое. В учебном процессе используются ролевые игры и моделирование, самостоятельные проекты, проблемные ситуации, дополнительные задания для самостоятельной работы.

Процесс обучения взрослых имеет свою специфику. О. В. Эрлих выделяет следующие факторы, ее определяющие.

1. Смещение акцентов с передачи знаний в содержании образования на обеспечение условий, необходимых для овладения способами самостоятельного взаимодействия с различными аспектами реальности (поиск необходимых знаний, создание программ самообразования, профессионального развития и т.д.).

2. Постепенное «снятие» преподавания как одной из составляющих процесса обучения и переход субъекта андрагогического процесса в «режим саморазвития».

3. Моделирование «сжатых временных рамок» прохождения каждой «учебной» роли в процессе формирования характера познавательной деятельности.

4. Практико-ориентированный характер учебного процесса.

5. Ориентация учебного процесса на удовлетворение потребности взрослых учащихся в профессиональном и неформальном общении.

Названные особенности позволяют говорить о следующих критериях эффективности этого процесса.

1. Создание в процессе обучения условий для ценностного самоопределения и согласования ценностей субъектов образовательного процесса.

2. Выявление и осознание в процессе обучения ценностей «развитие», «субъективная» активность как фактора в позитивной самореализации личности.

3. Овладение в процессе обучения умением создавать проекты (программы) своей профессиональной, образовательной деятельности, жизнедеятельности в целом.

4. Овладение в процессе обучения рефлексивной культурой, позволяющей адекватно оценить имеющийся профессиональный и жизненный опыт.

5. Способность постоянной позитивной коррекции своих потребностей в соотнесении с потребностями социальной среды, других индивидов.

6. Сформированность в процессе обучения уровня коммуникативной культуры, достаточного для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия.

7. Соответствие структуры познавательной деятельности структуре деятельности взрослого человека.

8. Связь процесса обучения с решением значимых для взрослого человека проблем профессиональной деятельности.

9. Формирование в процессе обучения ситуаций успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формирования потребностей в самообразовании.

10. Создание в процессе обучения условий для целостного овладения как «нормативным компонентом» своей деятельности в соответствии с содержанием основных социальных ролей, которые выполняет взрослый человек, так и инструментарием, позволяющим создавать «проекты развития» в ходе учебного процесса.

11. Овладение в процессе обучения умениями презентации своего профессионального, личностного имиджа и результатов своей профессиональной деятельности.

Одним из важнейших компонентов системы образования взрослых является информационно-просветительская деятельность, которая имеет свою специфику: непрофессиональную направленность, ориентацию на духовные интересы различных групп населения; многомерную дифференциацию реальной аудитории по социально-демографическим, профессиональным и другим признакам; функционирование на основе добровольности, неформального общения и самодеятельности участников образовательного процесса. Как отмечает Л. В. Полагутина, значимость информационно-просветительской деятельности в системе образования взрослых отражают выполняемые ею функции:

а) креативная, способствующая реализации творческого потенциала личности через развитие как познавательной, так и социальной активности, так как, включаясь в систему информационно-просветительской деятельности, человек становится не только объектом образовательного процесса, но и его активным субъектом;

б) компенсаторная, восполняющая, дополняющая базовое образование;

в) интегрирующая — объединяющая непрерывность приобретения и накопления систематических знаний, поскольку информационно-просветительская деятельность является всеохватывающей по направленности и назначению, содержанию и уровням, всеобщей по социальным слоям, категориям и группам населения, возрастным градациям и формам реализации, включающим как систематизированные, так и несистематизированные образовательные

процессы, где каждый человек получает возможность выстраивать собственную систему пролонгированного образования.

Понимание характера социальных перемен, происходящих в современном обществе, определяет содержание, формы и методы обучения взрослых. В последнее время популярной во многих развитых странах мира становится концепция обучающегося общества, суть которой, по мнению Б.Н.Волкова и Е.И.Огарева, состоит в создании необходимых предпосылок и возможностей для активного участия населения в различных видах учебно-познавательной деятельности с целью повышения качества жизни как отдельного индивида, так и различных социальных групп и общества в целом. Японские ученые определили следующие различия, касающиеся личности, находящейся в обучающемся или в традиционном обществе.

Идея обучающегося общества возникла в результате осознания неспособности традиционного общества адекватно отреагировать на многообразные и динамично изменяющиеся образовательные потребности значительной части взрослого населения.

Обучающееся общество Традиционное общество
1. Учебная деятельность — это 1. Жизнь человека четко под-
пожизненный процесс: между разделена на периоды учебы и
периодом учебы и периодом период работы.
работы нет отчетливой времен-  
ной границы.  
2. Учебная деятельность со- 2. Учебная деятельность глав-
вершается во всех социальных ным образом сосредоточена в си-
институтах. стеме формального образования.
3. Все образовательные инсти- 3. Центральное место занима-
туты интегрированы в единую ет система регулярного образо-
систему. вания (школоцентризм).
4. Успех или неуспех учебной 4. Наличие диплома является
деятельности на каком-то из ее решающим фактором, опреде-
этапов не является решающим ляющим возможность трудоуст-
фактором для жизнедеятельно- ройства, а также продолжения
сти человека. образования на более высоком
  уровне.

Литература ,

1. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. - М., 1987.

2. Громкова М. Т. Педагогика образования взрослых. — М., 1995.

3. Кулюткин Ю. Я. Психология обучения взрослых. — М., 1985.

4. Мицкевич И. И. Дидактические основы повышения квалификации: Теория и практика. — Минск, 1999.

5. Образование в жизни взрослого человека: Материалы научно-практической конференции. — СПб., 1997. — Ч. 1,2.

6. Образование взрослых как социальный институт: Тенденции развития и проблемы: Материалы научно-практической конференции. — СПб., 1997.

7. Федорова Н.В. Как помочь взрослым учиться и менять себя. — М., 1992.

Вопросы и задания

1. Выделите основные тенденции развития системы дошкольного образования на современном этапе.

2. Дайте характеристику особенностям ребенка-дошкольника как субъекта педагогического процесса.

3. Определите ведущие подходы к организации процесса обучения детей дошкольного возраста.

4. Проведите сравнительный анализ современных программ дошкольного образования.

5. Выявите специфические особенности определения основных компонентов воспитательно-образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста.

6. Назовите основные условия готовности ребенка к школе.

7. Каковы дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников?

8. Что такое учебная задача и какова ее структура?

9. Каковы реальные возможности реализации личностно-ориентиро-ванного обучения в начальной школе?

10. Выделите основные тенденции развития современной высшей школы в России.

11. Определите специфические особенности студенчества как возрастной и социальной категории.

12. В чем заключается значимость получения высшего профессионального образования?

13. Выявите возможности использования в высшей школе общедидактических форм, методов и приемов совместной деятельности преподавателя и студентов.

14. Какова специфика организации учебного процесса (его основных компонентов) в вузе?

15. Какое место занимает образование взрослых в системе непрерывного образования?

16. В чем состоит специфика образования взрослых?

17. Каковы характерные признаки обучающегося общества?

Приложение

Наши рекомендации