Практика развития системы ранней помощи в мире
(по материалам Разенковой Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. – М.: Карапуз, 2011)
Факторы и условия | Ценности | Цель | Результат | Отношения специалистов / отношение к родителям ребенка | Концептуа-льная модель | Понятие о ранней помощи | |||
Дето-центрированная парадигма[1] Основной ценностью является ребенок, его интересы и потребности. Клиентом службы ранней помощи является ребенок. Оценка ребенка построена на уровне его актуального развития или соответствии ребенка возрастным нормативам. Родители, в свою очередь, как люди, ответственные перед обществом за воспитание ребенка, рассматриваются как способные или не способные удовлетворить многообразные потребности ребенка. В зависимости от уровня развития ребенка специалисты, выступающие в качестве экспертов, дают соответствующие рекомендации родителям. Задачей специалиста является обучение родителя удовлетворять все потребности ребенка. Соответственно, технологии помощи направлены на повышение родительской компетентности и информированности. | |||||||||
0 уровень развития дето-центрированной системы ранней помощи | |||||||||
1. Эволюционное развитие уже укоренившихся норм демократии и экономического подъема. Развитие открытого гражданского общества 2. Идеи интеграции и ранней помощи детей с ОВЗ возникли и оформились в контексте противостояния дискриминации по расовому, половому, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам 3. На основе богатых традиций благотворительности, широкой сети негосударственных специальных учреждений, финансовых льгот для филантропов, системы подготовки и формирования общественного мнения через средства массовой информации 4. Тенденции практики здравоохранения, социальной защиты населения и образования | Ценностью является ребенок, его интересы и потребности Нормализа-ция развития ребенка с ОВЗ | Развитие, коррекция и компенсация отклонений у ребенка | Нормализован-ное развитие ребенка с ОВЗ | Движение от полицисциплинар-ного подхода к мультидисциплинарному / Медицинская или клиническая модель отношений специалистов и родителей | Единой концептуаль-ной модели пока не складывается (В практике стран -отдельные разнонаправ-ленные программы) | Ранняя помощь – это социально-педагогические или психотерапевтические программы и проекты для детей младенческого и раннего возрастов групп социального и биологического риска и их семей | |||
1 уровень дето-центрированной системы ранней помощи | |||||||||
Строительство открытого гражданского общества. От равных прав к равным возможностям. Социальная сфера развивает понятие и концепцию потребительского подхода в сфере услуг (здравоохранение, образование, социальная защита населения). В образовании идет движение от институциолиза-ции к интеграции. | Нормализа-ция жизни особого ребенка[2]: создание нормальных условий жизни ребенка в семье; создание совместно с семьей условий для развития ребенка: наличие развивающего общения, игровой среды, специальных и развивающих занятий, информирование, просвещение и обучение членов семьи в целях оказания максимально возможной помощи ребенку; создание нормальной социальной среды, окружающей ребенка в семье и вне ее, при посещении детского сада, развивающего центра, клиники и пр. | Обеспече-ние качества жизни ребенка с ОВЗ | Возможность достичь ребенком нормализованного стиля жизни | Движение от мультидисциплинарной модели отношений к междисциплинарной / от клинического подхода к социальному взаимодействию | Модель «Союз с семьей» (Dunst, Johanson, Trivette, Hambry, 1991) | Dunst (1985) определяет раннюю помощь как комплекс услуг социальных сетей, обеспечивающих поддержку семей с маленькими детьми и влияющих направленно и/или косвенно на функционирование семьи и ребенка в целом | |||
2 уровень дето-центрированной системы ранней помощи | |||||||||
Строительство открытого гражданского общества. От равных прав к равным возможностям. От институциолиза-ции к интеграции. Нормативно-правовое закрепление системы ранней помощи: США – 1986 г. поправка в закон об образовании инвалидов. Англия – 2001 г. закон об особых образовательных потребностях детей | Нормализа-ция жизни особого ребенка | Обеспече-ние качества жизни ребенка с ОВЗ за счет улучшения качества взаимодей-ствия близких взрослых с ребенком | Возможность достичь ребенком нормализованного стиля жизни | От мультидисциплинарной к междисциплинар-ной модели отношений / расширение понятия социального взаимодействия специалистов и родителей (за счет действенной защиты прав родителей детей с ОВЗ) | Модель «Взаимодействия членов семьи и ребенка» (Dunst, Johanson, Trivette, Hambry, 1991) | Ранняя помощь рассматривается как многомерная и иерархически организованная система, состоящая из мультидисциплинарных служб для детей от рождения до 5 лет и нацеленная на выполнение следующих задач: содействие здоровью и благополучию детей; минимизацию задержек развития у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; содействие полноценному родительству и семейному функционированию в целом; предотвращение возможных нарушений, уменьшение имеющихся или формирующихся отклонений в развитии у ребенка (Shonkoff & Meisels, 2000) | |||
Семейно-центрированная парадигма В семейно-центрированной философии основная ценность – семья как наилучшая среда для развития ребенка. Поэтому клиентом ранней помощи становится вся семья, а целью – ее поддержка и сопровождение. В фокусе ранней помощи оказываются потребности всех членов семьи, обеспечение их доступом к социальным правам. Основными технологиями помощи становятся различные формы надомной помощи; доминирует опосредованная помощь: поиск финансовой поддержки, медицинская помощь членам семьи, помощь в получении образования, трудоустройстве, досуге и другое. Диалог с семьей в оценке их нужд и вариантов помощи меняет динамику взаимодействия специалистов с семьей. Так, семья из инструмента помощи превращается в активного ее участника, а специалист - из эксперта в участника диалога. Оценка семейной ситуации строится на актуальных потребностях семьи и на ее сильных сторонах. | |||||||||
1 уровень развития семейно-центрированной системы – современный | |||||||||
Демократические ценности Открытое гражданское общество Глобализация всех сфер жизни В образовании развитой этап интеграции | Нормализа-ция жизни семьи особого ребенка[3] | Обеспече-ние качества жизни семьи ребенка с ОВЗ | Нормализован-ная жизнь семьи ребенка с ОВЗ | Междисциплинар-ная модель отношений специалистов. Движение к трансдисциплинар-ности их отношений / Социальное партнерство специалистов и семьи | Модель системного развития (М.Guralnick, 2006) | Ранняя помощь - социальная система, созданная для поддержки паттернов взаимодействия в семье, наилучшим образом, способствующих развитию ребенка (М.Guralnick, 2001). «Ранняя помощь – это совокупность услуг и/или мер для детей раннего возраста и их семей, обеспечиваемая по их запросу в определенное время жизни ребенка, включающая особую помощь: · в обеспечении и улучшении развития ребенка; · в усилении собственной компетенции семьи ребенка; · в содействии социальной инклюзии ребенка и его семьи» (http: // www.european-аgency.org/eci/word/mrtrp/Early Childhood Intervention.doc) (2003-2004 гг. – Европейское агентство по специальному образованию). | |||
2 уровень развития семейно-центрированной системы – новейший | |||||||||
Демократические ценности Открытое гражданское общество Глобализация всех сфер жизни В образовании развитой этап интеграции В социальной сфере на основе общественного договора развитие концепции социально-ответственной территории | Нормализа-ция жизни семьи особого ребенка | Обеспече-ние качества жизни семьи ребенка с ОВЗ за счет максимально возможного ресурсного обеспечения (выявление, интеграция и предоставление всего возможного комплекса ресурсов семье ребенка с ОВЗ) | Нормализован-ная жизнь семьи ребенка с ОВЗ за счет удовлетворе-ния потребностей семьи в ресурсах | Трансдисциплинар-ная модель отношений специалистов / Развитое социальное партнерство семьи и специалистов в пространстве социально ответственной территории (муниципалитета) | Модель системного развития (М.Guralnick, 2006) с акцентом на подсистеме ресурсообеспе-чения | Современным смысловым акцентом практики ранней помощи в США и странах Европы становитсяоценка иудовлетворение потребности особой семьи в ресурсах, а основной целью современных служб - выявление, интеграция и предоставление всего возможного комплекса ресурсов семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья (R. A. McWilliam ,2005) | |||
[1] Парадигма – одно из ключевых понятий истории науки и науковедения, получившее наиболее широкое распространение в трактовке Т.Куна. В связи с чем, парадигма рассматривается как совокупность получивших наибольшую поддержку и распространение важнейших научных идей, определяющих способы постановки цели, задач и проблем в конкретной науке, в конкретный период времени. В более широком и менее строгом понимании, получившем распространение в отечественной системе образования (А.М.Моисеев, А.А.Хван), парадигма – это совокупность основополагающих научных идей и принципов, выступающих в качестве концептуальных оснований для различных типов, видов и форм практики.
[2] Термин «нормализация» определялся как «использование культурных средств для того, чтобы люди обрели возможность жить полноценной культурной жизнью» (цит. по С.Дж. Рут, 1986. – С.12)
[3] «Хотя компоненты нормализации могут различаться в зависимости от социального статуса и других субкультурных факторов, - подчеркивают М.Селигман и Р.Б.Дарлинг, - в целом нормализованный стиль жизни для родителей с детьми … в американском обществе включает в себя следующее:
- один или оба родителя работают;
- дети получают соответствующее их потребностям образование;
- имеется доступ к адекватной медицинской помощи;
- имеется адекватное жилье;
- налажены социальные связи с родными и друзьями;
- имеется время для отдыха;
- имеется свобода посещения общественных мест;
- доходов в семье хватает для поддержания принятого в семье стиля жизни» (М.Селигман, Р.Б.Дарлинг, 2007. – С.78).