Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Игровые упражнения
«Медведь проснулся после зимней спячки». Открывать рот с глубоким ротовым вдохом. (Имитация зевания.)
«На реке трескается лед, плывут льдины». Двигать нижней челюстью вправо-влево.
Упражнения для щек и губ
Игровые упражнения
«Пускаем кораблики». «Кораблики плывут по волнам». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.
«Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуть щеки в исходное положение.
Упражнения для языка
Игровые упражнения
«Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть острый язык, затем опустить широкий язык на нижнюю губу. Чередовать положение острого и широкого языка.
«Лужи». Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
«Капель стучит по крыше». Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: тдд-тдд-тдд.
«Лопаются почки на деревьях». Подвести широкий язык под верхнюю губу и пощелкать.
Развитие речевого дыхания и голоса
* *
*
Каплями забулькав,
Плакала сосулька:
— Я хотела сесть повыше,
Я хотела влезть на крышу,
Я ступила на карниз
И боюсь свалиться вниз!
Кап! Кап! Кап!
Н. Полякова
Диалог Зимы и Весны
Говорит Весна:
— Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:
— Нет! Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:
— С крыши капает вода?
— Да! Да! Да! Да!
— Тают горки во дворах?
— Ах! Ах! Ах! Ах!
— А на речке, речке треснул лед?
— Вот так! Так вот!
А. Лойко
Психогимнастика. Пластические этюды
Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому. Изобразить зверей, встречающих весну: как из норки вылезает ежик, как просыпаются барсук и медведь, как радуются зайчик и белочка.
Представить себя говорливым ручьем, печальным снеговиком, плачущей сосулькой и пробивающимся из-под снега подснежником.
Действия с воображаемыми предметами. Представьте, как вы готовитесь к прилету скворцов: распиливаете доски, сколачиваете скворечник, прикрепляете его к дереву, радуетесь прилету птиц.
Конспект занятия
Тема «Водные животные»
Развитие мелкой моторики
Показать пальчиками, как рыбы шевелят хвостом. Попеременно загибать пальчики.
Рыбак-рыбачок
Поймал рыбу на крючок:
Карпа, окуня, линя,
Щуку, пескаря, сига.
А усатый сом сорвался.
Больше нам не попадайся!
Мимические упражнения
Выразить грусть моряков, уходящих в дальнее плавание, радость моряков от встречи с дельфинами.
Представить себя китом, попавшим в ледовый плен. Выразить сочувствие тюленю, попавшему в зубы белому медведю. Показать, как тюлень радовался, когда ему удалось вырваться из лап медведя.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Игровые упражнения
«Бобры пилят деревья для своей хатки». Двигать нижней челюстью вправо-влево при открытом рте. Удерживать широко открытый рот под счет до 6—7.
Круговые движения нижней челюстью.
Упражнения для щек и губ
Игровые упражнения
«Кашалот широко открыл рот и ловит планктон». Укладывать распластанный язык на дно ротовой полости.
«Сом» («На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно»). Язык лежит на дне ротовой полости. Кончик языка у нижних зубов, спинка языка опущена.
«Голубой усатый кит цедит воду сквозь усы». Улыбнуться, сблизить зубы и произнести звук с-с-с-с-с.
«Морж на лежбище». Опустить углы рта вниз и удерживать их в таком положении под счет до 7—8.
«Дельфины качаются на волнах». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.
«Кит-бутылконос и косатка». Дети показывают, какие носы у бутылконоса и косатки. Чередовать движения: губы сжать и вытянуть вперед (бутылконос), губы широко раскрыть, зубы сжать (косатка).
Упражнения для языка
Игровые упражнения
«Кит-нарвал». Показать, какой острый рог у кита-нарвала. Открыть рот, вытянуть острый язык. Удерживать язык в заданной позиции под счет до 10.
«Кит-нарвал на охоте», «Рыбы», «Вильнет хвостом туда-сюда — и нет ее, и нет следа». Двигать острым языком влево-вправо.
«Морские слоны». Согласованная работа губ и языка. Вытянуть губы широкой трубочкой, одновременно сделать язык «чашечкой».
«Аквалангисты». Педагог предлагает детям представить, что они опустились с аквалангами в море и наблюдают за морскими обитателями. Показать, какие острые иголки у морского ежа, широкий нос у утконоса. Представить и показать раскрытую ракушку и моллюска-конуса. Чередовать положение острого и широкого языка, «чашечки» и «желобка».