Понятие, стадии и механизмы социализации личности
Социализация -- это процесс вхождения индивида в социальную среду, процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта.
Этот процесс имеет несколько стадий.
1. Стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации(появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все в мировоззрении и характере подростка еще неустойчиво.
3. Стадия интеграции(появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;
- изменение себя, «стать как все»;
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
В целом примерно до 3-лет характерно доминирование процесса адаптации. Для отрочества (10-14 лет) характерно доминирование процесса индивидуализации. Для юности (15-18 лет) характерно доминирование процесса интеграции.
Среди психоаналитиков, занимавшихся проблемами развития, особая роль принадлежит американскому психологу Э. Эриксону (1902-1994). Он разработал оригинальную концепцию развития личности человека от рождения до смерти.
Согласно Э. Эриксону, развитие личности включает ряд стадий. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать. Период раннего детства (2-я стадия) Связана с формированием независимости, ребенок начинает ходить, общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности. Социальное неодобрение формирует чувство стыда. В возрасте 3—5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он умеет говорить, общаться. У него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. В младшем школьном возрасте( 4-я стадия)ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности. В подростковом возрасте (5-я стадия)происходитбурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность своим внешним видом. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась инициатива, доверие к миру, уверенность в своей значимости, то подросток успешно находит свое «Я». В молодости (6-я стадия) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, укрепление связей со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости и сотрудничества с другими людьми. Центральная (7-я стадия) – взрослый этап развития личности. Личность вкладывает себя в хорошую, любимую работу и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой. После пятидесяти лет (8-я стадия) человек переосмысливает всю свою жизнь.
Выделяют большие кризисы (новорожденности, кризисы 3-х лет, подростковый кризис 13-14 лет) и малые кризисы (кризис 1 года, 7 лет, 17-18 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые кризисы внешне спокойно проходят, связаны с нарастанием умений, самостоятельности ребенка.
Процесс социализации идет на всех стадиях жизни, а не только в детстве или юности. Взрослые стремятся к освоению новых ролей, чтобы подготовиться к ожидаемым переменам в жизни. Однако именно в детстве процесс социализации вырабатывает стереотипы поведения, которые сохраняются в последующей жизни.
Необходимо помнить об издержках социализации. Успешно адаптирующаяся личность, которая легко входит во все новые и новые социальные общности, может также легко (при низком уровне самосознания) потерять себя, утратить свою индивидуальную неповторимость. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других постепенно приводит к ощущению проживания жизни как "мне не принадлежащей", к отчуждению человека от своей сущности, утрате своего интимного мира.
Кратко охарактеризуем некоторые современные реалии. Их несколько групп.
1. Экономические: имущественное расслоение в обществе; подмена дружеских и товарищеских отношений отношениями купли-продажи; гипертрофированные потребности в материальной сфере при отсутствии духовных потребностей и культуры потребления; рост имущественных правонарушений у детей; вынужденная работа некоторых детей, даже приносящая вред здоровью и нравственному развитию личности и т. д.
2. Политические: ошибки и просчеты политического курса привели к существованию у молодых неуверенности в будущем, "зацикленность на негативном", депрессиям и страхам, уходу в неформальные молодежные объединения, повышенному критиканству, националистическим проявлениям, культу жестокости и др.
3. Социальные: изменение в медицинском обслуживании (платные услуги) привели к увеличению числа заболеваний, увеличению процента детской смертности и т. д.; изменение в системе образования (появление платных и альтернативных школ) также привели к негативным последствиям. Многие остались за пределами школы, породив детскую безнадзорность и беспризорность. Слабо решаются проблемы обеспечения малоимущих, многодетных неполных семей и т. д.
4. Культурные: засилье молодежной массовой поп-культуры; утрата приоритетов национальной культуры привело к утрате ценностного отношения к культуре, возникновению различных направлений низкопробной молодежной субкультуры и т. д.
5. Моральные (произошла переоценка ценностей): ориентация молодежи на индивидуализм, нравственная "раскованность" вплоть до распущенности, лжедемократии и т. д.