Тема: Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и детей, слабо владеющих русским языком
План работы по самообразованию
Учителя-логопеда
На 2012 – 2013 учебный год.
Тема: Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и детей, слабо владеющих русским языком.
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН,билингвизм), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.
Проблема длительной автоматизации звуков у детей на логопункте возникает по разным причинам:
o недостаточное развитие артикуляционной моторики;
o недоразвитие фонематического восприятия;
o нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
o грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
o отклонения в нервно-психической сфере;
o снижение уровня познавательной активности;
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
Формирование произносительных умений и навыков.
Устранять дефектное звукопроизношение.
Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
Изучить нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы. | Октябрь | |
Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком». | Разработать рекомендации и картотеку игр и упражнений для занятий родителями с детьми дома. | Ноябрь |
Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей. | Разработать методические рекомендации, консультации по коррекции звукопроизношения у дошкольников. | Декабрь-Февраль |
Продолжить изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж»,Е.А.Дьякова «Логопедический массаж» | Ноябрь-Декабрь | |
1. Изучить периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет». | Разработать каталог статей | Март-Апрель |
1. Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам , в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения. | Продолжить разработку компьютерных презентаций | Март-Апрель |
Подготовить мастер – класс для воспитателей и родителей «» «Как правильно произносить звуки» | Разработать презентации по артикуляционной гимнастике . | Ноябрь-декабрь |
Продолжить опробацию методики Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения на логопункте ДОУ. | Ноябрь-май | |
Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий | Подготовить статью о инновационных методах в логопедической работе | В теч.уч.года |
Отчет по самообразованию
Учителя-логопеда
За 2011 – 2012 учебный год.