Тема: Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и детей, слабо владеющих русским языком

План работы по самообразованию

Учителя-логопеда

На 2012 – 2013 учебный год.

Тема: Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и детей, слабо владеющих русским языком.

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН,билингвизм), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.

Проблема длительной автоматизации звуков у детей на логопункте возникает по разным причинам:

o недостаточное развитие артикуляционной моторики;

o недоразвитие фонематического восприятия;

o нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

o грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;

o отклонения в нервно-психической сфере;

o снижение уровня познавательной активности;

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

Формировать интерес и мотивацию к логопедическим за­нятиям.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое вос­приятие с помощью игр и специальных упражнений.
Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
Формировать и развивать пальчиковую моторику в процес­се систематических тренировок.
Формирование произносительных умений и навыков.
Устранять дефектное звукопроизношение.
Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сход­ные артикуляционно и акустически.

Формировать навыки пользования фонетически чистой, лек­сически развитой, грамматически правильной речью.

Изучить нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.   Октябрь
Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком». Разработать рекомендации и картотеку игр и упражнений для занятий родителями с детьми дома. Ноябрь
Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.   Разработать методические рекомендации, консультации по коррекции звукопроизношения у дошкольников. Декабрь-Февраль
Продолжить изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж»,Е.А.Дьякова «Логопедический массаж»   Ноябрь-Декабрь
1. Изучить периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет». Разработать каталог статей Март-Апрель
1. Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам , в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения. Продолжить разработку компьютерных презентаций Март-Апрель
Подготовить мастер – класс для воспитателей и родителей «» «Как правильно произносить звуки» Разработать презентации по артикуляционной гимнастике . Ноябрь-декабрь
Продолжить опробацию методики Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения на логопункте ДОУ.   Ноябрь-май
Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий Подготовить статью о инновационных методах в логопедической работе В теч.уч.года

Отчет по самообразованию

Учителя-логопеда

За 2011 – 2012 учебный год.

Наши рекомендации