Колористические приёмы игры.
ГИТАРА. Колористические (красочные) приемы– это особые способы извлечения звука, специфического по колориту и тембровой окраске, выразительности, это целесообразные движения рук и пальцев для формирования характера инструмента. Применение того или иного приема игры будет способствовать выявлению музыкального образа средствами данного инструмента, поможет добиться выразительного исполнения. Критерием для всех приемов игры должна быть музыкально-художественная целесообразность применения их, простота и удобство игровых движений, то есть и достижение максимального эффекта.
Вибрато – прием, при помощи которого достигаются не большие периодические изменения высоты основного звука, воспроизводимого в пьесе. Вибрато придает звуку основного тона приятную окраску, повышает его выразительность. В нотах обозначается словом Vibr.
Осуществляется оно несколькими способами:
- Достигается покачиванием фаланги пальца левой руки на ладу из стороны в сторону;
- В отличие от первого способа достигается покачиванием в указанные стороны не пальца, а всей кисти.
Глиссандо – прием, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание инструмента без участия правой руки. В нотах глиссандо обозначается прямой чертой:
Исполняется за счет длительности той ноты, от которой начинается скольжение пальца.
Различают несколько видов глиссандо:
1. без извлечения последующего звука правой рукой. В этом случае последующий звук образуется от нажима скользящего пальца на звучащую струну. Иногда такой прием обозначается дополнительной лигой над знаком глиссандо:
Этот вид глиссандо очень распространен в пьесах подвижного характера; т.к. требует минимальной затраты движений.
2. с извлечением последующего звука правой рукой:
Этот вид глиссандо распространен в пьесах спокойного характера. В примерах а) и б) имеет место так называемый «кантиленный форшлаг» ( кантилена связная, певучая мелодия). Отличается «кантиленный форшлаг» от обычного форшлага тем, что в его извлечении правая рука не участвует: он образуется от скольжения пальца левой руки по звучащей струне и служит для большей связности и певучести исполнения.
3. с подменой пальцев. Во время исполнения глиссандо один палец левой руки подменяется другим. Делается это для удобства аппликатуры:
4. с извлечением последующего звука на другой струне. Применяется для большей связности звуков, расположенных на разных струнах и в разных позициях:
Портаменто – прием скольжения одним и тем же пальцем, в котором следующий звук (или аккорд) после воспроизведения первого, должен возникнуть за счет остановки пальцев левой руки в нужном месте (ладу):
Приемом портаменто можно созвучия, аккорды:
Пиццикато – прием, имитирующий звучание смычковых инструментов, на которых играют не смычком, а щипком пальцев. На гитаре пиццикато можно получить, приглушением струн, которое достигается наложением на струны у подставки ребра правой ладони. В нотах этот прием обозначается словом «Pizz.»:
Флажолеты – озвученные обертоны, звуки особого тембра - звеняще, холодно-прозрачные. Звук воспроизводится легким касанием подушечкой пальца левой руки струн над ладовыми пластинками, так что бы струна не была прижата к грифу.
Существует три вида флажолетов:
1. Первый из них – натуральный, который исполняется на открытых струнах.
Если слегка прикоснуться подушечкой пальца левой руки к струне на XII, VII, V, IX, IV ладах и извлечь правой рукой звук, мы получим флажолет. В переводе слово «флажолет» означает свирель. Звучание флажолета тихое, нежное имеет холодную окраску.
Флажолеты на указанных ладах называются натуральными, т.к. образуются на не прижатых к грифу струнах путем деления их на две (XII лад), три (VII лад), четыре (V лад) и более частей.
Наиболее употребительны натуральные флажолеты на XII, VII, V ладах.
В нотах натуральные флажолеты обозначаются словом «FL.» с указанием струны, на которой они извлекаются, и лада. Часто флажолеты обозначают значками: ♦ или ◊. Ромбик показывает место где палец прикасается к струне, а нота, находящаяся на том же штиле, - истинную высоту звука.
В зарубежных изданиях натуральные флажолеты обозначаются словами «harm» или «arm»:
В отечественных изданиях выписывается истинное звучание флажолетов: примеры а) и б), в зарубежных – звучание струн на ладах, где извлекаются флажолеты или – просто открытых струн: пример в).
↑
Таблица натуральных флажолетов
Натуральные флажолеты извлекаются так же на II и III ладах, однако в исполнительской практике они не применяются.
2. Искусственные флажолеты. Для получения искусственного флажолета указательный палец правой руки подушечкой слегка прикасается к струне на ладу, расположенном на октаву (12 ладов) выше лада, на котором прижимает струну палец левой руки, а безымянный палец правой руки извлекает звук. Таким образом, мы как бы искусственно создаем с помощью указательного пальца левой руки XII лад и на расстоянии, равном половине звучащего отрезка струны, извлекаем флажолеты, звучащие, как и флажолеты на XII ладу, октавой выше звуков, извлекаемых обычным способом.
В отечественных изданиях искусственные флажолеты обозначаются словом «иск. Фл.». Записывается обычно их истинное звучание с указанием лада и струны. В зарубежных изданиях искусственные флажолеты часто обозначаются ромбиком: ◊ или ♦.
3. Сложные флажолеты – это искусственные флажолеты с дополнением аккомпанемента. Правая рука несет еще большую нагрузку, чем при исполнении искусственных флажолетов, т.к. помимо извлечения флажолетов, она исполняет еще и аккомпанемент:
Расгеадо – прием, игры при котором один или несколько пальцев правой руки извлекают одновременно несколько звуков, используя при этом внешнюю сторону ногтя. В нотах этот прием обозначается словом «Rasg.», а так же стрелками, указывающими направление пальцев: ↑↓.
Существует много разновидностей расгеадо. Разберем некоторые из них:
1) удар одним пальцем. Обозначается в нотах стрелкой с указанием пальца. Очень часто применяется в комбинации с приемом «index»:
Стрелка, направленная снизу вверх, обозначает удар, выполняемый от 6-й струны к 1-й струне, стрелка, направленная сверху вниз – удар, выполняемый от 1-й струны к 6-й струне.
2) удар четырьмя пальцами: мизинцем, безымянным, средним и указательным. Эти пальцы, собранные вместе (в кулак), начиная с мизинца, поочередно распрямляются в веерообразном движении и производят удар по струнам внешней стороной ногтя. Получается громкий, арпеджированный аккорд:
Этот прием так же часто комбинируется с другими приемами:
3) тремоло одним пальцем. Этим приемом исполняются трех, четырех, пяти и шести-звучные аккорды. При исполнении трех, четырех, пятизвучных аккордов палец «i» или «m», делая быстрые колебательные движения от басовых струн к первым и обратно, извлекает звуки. Большой палец в это время опирается на одну из басовых струн:
При исполнении – расгеадо тремоло указательным пальцем шестизвучных аккордов в движении участвует вся кисть правой руки.
Количество движений пальца от 6-й струны к 1-й и обратно зависит от рзмера и темпа исполняемого произведения.
4) тремоло четырьмя пальцами. Этот прием представляет собой многократное, быстрое повторение приема расгеадо – удара четырьмя пальцами:
Тамбурин – прием игры, при котором извлекаются звуки, похожие на звуки тамбурина (южно-европейского народного ударного инструмента).
Правая рука основанием большого пальца, используя тяжесть кисти, ударяет по струнам около подставки. В нотах этот прием обозначается словом «tamb.»
Нужно следить, за тем, что бы кисть руки, ударив по струнам, тот час же поднималась вверх, а не задерживалась на них:
Игра «у подставки» и «у грифа» для изменения тембра. Смена красок значительно расширяет звуковую палитру: так, если над розеткой, у грифа, гитара звучит мягко и глубоко, то у подставки – резко и ярко. В нотах этот прием игры «у подставки» обозначается «sul ponticello»; а «у грифа» - «sul tasto».
ДОМРА.