I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных
1. При изучении характера протекания беременности отметить:
- токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);
- хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные);
- простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности);
- применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитические, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги);
- влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы и т. Д.);
- повышенный фон радиационного излучения;
- употребление алкоголя, никотина, наркотиков;
- психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности).
2. При изучении характера протекания родов отметить:
- нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);
- слабость родовой деятельности матери;
- применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение;
- наличие асфиксий (синей, белой);
-травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка);
- резус-фактор (совместимость, отрицательный);
- вес и рост ребенка при рождении.
3. При изучении раннего постнатального развития отметить:
- характер грудного вскармливания ( активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания,обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное);
- характер «жизненного ритма» ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);
- раннее психомоторное развитие (с какого времени ребенок удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году).
4. При изучении характера речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда.
II. Рекомендации к проведению логопедического обследования
1. Исследование слухового внимания и восприятия проводится в процессе узнавания и различения звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении направления источника звука.
2. Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих несколько последовательно данных инструкций.
3. исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий:
- называние и дифференциация основных цветов и их оттенков;
- соотношение картинки с цветовым фоном;
- показ правой, левой руки;
- показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;
- складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;
- складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти).
4. Исследование состояния моторики
- Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах; прыжков (попеременно) на правой, левой ноге; дейсвий с мячом.
В выводах отмечается: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность)
- Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:
а) кинестетической основы движений ( одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный палец и средний палец правой, левой руки, обеих рук; положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот); соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем);
б) кинетической основы движений ( поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца).
В выводахотмечается: объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность); наличие синкинезий в общескелетной, мимической артикуляционной мускулатуре, способность к переключению движений.
- Исследование со стояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:
а) для нижней челюсти: открыть рот, закрыть рот, попеременно открыть – закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;
б) для губ: «улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» - «хоботок»;
в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким, узким попеременно широким-узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта;
г) для мягкого неба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе); произнести звук [а] с широко открытым ртом.
- Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочередное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.
В выводах указываются: наличие или отсутствие движения; объем движений, точность выполнения движений; активность; мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения; замена одного движения другим; наличие синкинезий; длительность удержания органов в заданном положении; способность переключения с одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях при удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюноотделение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.
5. При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении:
- губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы; частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя);
- зубов (отсутствие зубов, зубы редкие, мелкие, неправильный формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);
- прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия).
- языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная, толстая утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);
- твердого и мягкого неба.
6. При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена, искажение, назалированность ротовых и неназалированность носовых звуков) в различных условиях произношения ( изолированно, в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).
7. при исследовании дыхательной и голосовой функции отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), дается характеристика речевого дыхания и голоса.
8. при исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристики темпа речи; ритма (нормальный, дисритмия); паузации; интонирования.
9. При исследовании фонематических функций отмечается:
а) способность к фонематическому анализу и синтезу:
- при выделении ударного гласного в начале слова;
- при выделении звука из слова;
- при определении первого, последнего звука в слове;
- при определении последовательности и количества звуков в слове
- при составлении слова из последовательно данных звуков
б) слухо-произносительная дифференциация звуков:
- не смешиваемых в произношении: почка – бочка;
- смешиваемых в произношении: рак – лак;
- при повторении серий слогов: та – да, ба – ма;
В выводахотмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.
10. При исследовании состояния лексики:
а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:
- называние предметных картинок по лексическим темам;
- обобщение картинок одним словом;
- называние целого предмета и его частей.
б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:
- называние действий по картинкам или по демонстрации:
птица – летает; рыба - плавает;
- называние профессиональных действий
врач – лечит, учитель – учит
в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:
- называние цвета:
- подбор определений к слову:
еж – колючий, роза - …;
- подбор антонимов ( с 6 лет).
В выводахотмечается: объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.
11. При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания.
- Изменение имен существительных по числам:
стол – столы
книга – книги
- Изменение имен существительных по падежам:
У меня есть ручка Я пишу…
- Употребление формы родительного падежа множественного числа:
Много чего?
дом – домов
ключ - …
- Употребление предлогов ( простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия.
- Согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):
шар – красный, кофта – красная, небо – красное
- Согласование имен существительных с числительными два и пять:
гриб – два гриба – пять грибов
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
ключ – ключик
тетрадь -…
- Образование относительных прилагательных от существительных:
стакан из стекла – стеклянный
мяч из резины - …
- Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):
книга дедушки – дедушкина
хвост зайца - …
- Образование приставочных глаголов:
летает – улетает
- Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.
В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11