Программа практики пробных уроков в начальных классах
Дневник
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПП 01.01 ПРАКТИКА ПРОБНЫХ УРОКОВ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Студента(ки)________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Курс III Группа НК-34
Специальность 44.02.02 (050146) Преподавание в начальных классах
Учебный год
Программа практики пробных уроков в начальных классах
по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»
Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП). Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Практика пробных уроков в начальных классах по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» проводится с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций, овладения студентами первоначальным педагогическим опытом.
В процессе практики пробных уроков студенты овладевают следующими общими компетенциями:
ОК 1. понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
ОК 4. осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
ОК 6. работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
ОК 7. ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;
ОК 8. самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;
ОК 10. осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
В процессе практики пробных уроков студенты овладевают следующими профессиональными компетенциями, которые соответствуют одному из основных видов профессиональной деятельности - Преподавание по программам начального общего образования:
ПК 1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 2. Проводить уроки.
ПК 3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 4. Анализировать уроки.
ПК 5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
В результате выполнения программы практики пробных уроков в начальной школе студент:
- готовится к урокам, посещая консультации учителя и методиста, и успешно проводит их, достигая поставленных целей;
- устраняет пробелы в своих знаниях и умениях, опираясь на педагогический опыт учителей-практиков;
- проявляет творческий подход к образовательному процессу;
- устанавливает психологический контакт с учащимися и учителями.
Программа практики пробных уроков в начальной школе считается выполненной, если студент выдал 17 уроков, посетил не менее 50 уроков однокурсников и принял участие в их анализе, а также представил конспекты проведенных и посещенных уроков.
ЗАДАНИЕ №1. “Режим работы”
Выполнение задания: Занести в дневник расписание уроков
ЗАДАНИЕ №2. «Учет проводимых уроков»
Выполнение задания: Вести учет выданных уроков. Планы-конспекты должны быть приложены к дневнику.
Сведения о проведенных уроках
№ п/п | Дата | Школа, класс, | Урок | Тема | Самооценка | Оценка | Подпись учителя (методиста) |
ЗАДАНИЕ №3. «Учет посещенных уроков»
Выполнение задания: Вести учет посещены х уроков. Планы-конспекты должны быть приложены к дневнику.
Сведения о посещенных уроках
№ п/п | Дата | Школа, класс, | Урок | Фамилия, имя студента | Тема | Участие в анализе урока | Подпись методиста (учителя) |
№ п/п | Дата | Школа, класс, | Урок | Фамилия, имя студента | Тема | Участие в анализе урока | Подпись методиста (учителя) |
Критерии оценки участия в анализе:
0 – не присутствовал,
1 – присутствовал, но в анализе не участвовал,
2 – частичный анализ (дополнения),
3 – полный анализ.
Критерии оценки качества урока
Ф.И. студента________________________________________________________________
Школа, класс____________
Предмет, тема_______________________________________________________________
Дата______________
№ | Параметры оценки | Критерии оценки | Баллы | |
Доведение целей урока до учеников | Не доводились | |||
Цели урока обозначены учителем | ||||
В определении учебных целей приняли участие школьники | ||||
Работа по плану | Не осуществлялась | |||
Работа велась по плану, предложенному учителем | ||||
Работа велась по плану, в планирование работы включались дети | ||||
Знакомство с новым понятием (правилом) или актуализация знаний | Допущены грубые ошибки при изложении нового материала | |||
Новый материал преподносится учителем в готовом виде | ||||
Открытие новых знаний осуществляется школьниками под руководством учителя | ||||
Применение полученных знаний на практике (формирование умений) | Упражнений по применению полученных знаний не было | |||
Упражнения по применению знаний были, но не полностью соответствовали запланированным умениям | ||||
Упражнения по применению знаний полностью соответствовали запланированным умениям | ||||
Оценка достигнутых результатов | Оценка достигнутых результатов не осуществлялась | |||
Оценка результатов осуществлялась только учителем | ||||
Оценка результатов осуществлялась не только учителем, но и самими школьниками (самооценка) | ||||
Структура урока | Этапы урока не прослеживались | |||
Этапы урока прослеживались | ||||
Развитие информационных умений | Задания на самостоятельный поиск информации отсутствовали | |||
Давались задания на самостоятельный поиск информации | ||||
Использование разнообразных форм организации деятельности школьников | Использование преимущественно фронтальной работы | |||
Использование разнообразных форм работы | ||||
Использование разнообразных методов и приемов организации деятельности школьников | Использование методов и приемов было неэффективным | |||
Использование методов и приемов было эффективным | ||||
Тематическое единство урока | Не присутствует | |||
Присутствует | ||||
Межпредметные связи | Не реализовывались | |||
Реализовывались | ||||
Дифференцированный подход | Не осуществлялся | |||
Осуществлялся | ||||
Умение организовать деятельность школьников на разных этапах урока | Деятельность школьников не организована, отсутствует дисциплина, не проведена минутка отдыха | |||
Деятельность школьников организована не на всех этапах урока | ||||
Деятельность школьников организована на всех этапах урока, вовремя проведена минутка отдыха | ||||
Владение конспектом | Излишне привязан к конспекту урока | |||
Уверенное владение конспектом урока | ||||
Речевая культура | Низкий уровень речевой культуры (многочисленные ошибки в речи, речь невыразительная) | |||
Средний уровень речевой культуры (единичные речевые ошибки, достаточно выразительная речь) | ||||
Достаточно высокий уровень речевой культуры (правильная, выразительная речь) | ||||
Внешний вид | Не соответствует требованиям | |||
Соответствует требованиям | ||||
Подготовка к уроку | Нерегулярное посещение консультаций у учителя и методиста | |||
Регулярное посещение консультаций у учителя и методиста, выполнение данных рекомендаций | ||||
Критерии: «5» – 24-20; «4» – 19-15; «3» – 14-10; «2» – 9 и ниже. | ИТОГО: | |||
ОТМЕТКА: | ||||
Рекомендации студенту: _________________________________________________________
________________
________________________________________________________________________________
Подпись методиста (учителя) _________________ /____________________________/
ЗАДАНИЕ №4. «Анализ собственной педагогической деятельности»
Самооценка практикантом уровня сформированности общих и профессиональных компетенций по следующей шкале: 4-высокий уровень, 3- средний уровень, 2-уровень ниже среднего, 1-умение совсем не проявляется (отметьте соответствующий балл)
Общие компетенции | ||
1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | 4, 3, 2, 1 |
2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | 4, 3, 2, 1 |
3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | 4, 3, 2, 1 |
4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | 4, 3, 2, 1 |
5. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | 4, 3, 2, 1 |
6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | 4, 3, 2, 1 |
7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | 4, 3, 2, 1 |
8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. | 4, 3, 2, 1 |
9. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | 4, 3, 2, 1 |
Профессиональные компетенции | ||
1. | Определять цели и задачи, планировать уроки. | 4, 3, 2, 1 |
2. | Проводить уроки. | 4, 3, 2, 1 |
3. | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. | 4, 3, 2, 1 |
4. | Анализировать уроки. | 4, 3, 2, 1 |
5. | Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. | 4, 3, 2, 1 |