Методика обучения. В средней группе дети считают в пределах первого пятка, в старшей (возможно и раньше) — в пределах десятка
В средней группе дети считают в пределах первого пятка, в старшей (возможно и раньше) — в пределах десятка. Необходимые знания даются небольшими порциями.
В средней группе:
1. Понимание значения порядковых числительных (мотивация использования порядкового счета).
2. Правильное называние и использование порядковых числительных (первый, второй, третий,...).
3. Различение вопросов: «сколько?» и «который?».
4. Понимание различных формулировок вопросов: «который?», «какой по порядку?», «на котором месте?», «какой по счету?».
В старшей группе:
5. Понимание словосочетаний: «количественный счет», «порядковый счет».
В подготовительной группе:
6. Понимание того, что порядок зависит от направления счета, а количество нет.
Фрагмент 1:
Программная задача: познакомить с порядковым счетом.
Наглядный материал: картинки с овощами.
Ход:
—Что это? Что это?...
—Как их можно назвать одним словом?
—Как мы считаем, чтобы ответить на вопрос «сколько?»?
—Посчитайте! Сколько овощей?
—Чтобы ответить на вопрос «сколько?», мы считаем так: «Один, два, три, четыре, пять». А чтобы ответить на вопрос «который?», надо считать так: «Первый, второй, третий, четвертый, пятый».
—Давайте посчитаем вместе!
Замечание: воспитатель, называя числительные, показывает на каждую картинку и считает быстро, чтобы счет прозвучал слитно. Называть предметы и согласовывать окончания здесь не надо. Эта работа начнется после выучивания слов-числительных по порядку. Здесь идет хоровое и индивидуальное проговаривание порядкового счета. Затем ответы на различные формулировки вопросов.
— Который огурец?
— Какой по порядку помидор?
- На котором месте лук?
—Что на пятом месте?
—Поменяй местами огурец и лук!
—Который был лук? Который стал?
—Поставь помидор вторым!
—Что изменилось?
Фрагмент 2:
Программная задача: научить различать и понимать словосочетания «количественный счет» и «порядковый счет».
Наглядный материал: геометрические фигуры (рис.).
Ход:
—Что это? Что это?...
—Как их можно назвать одним словом?
—Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько фигур?
—Посчитайте! Сколько?
—Когда мы хотим узнать, сколько предметов, то есть их количество, мы считаем так: «Один, два, три...». Это количественный счет, он показывает количество предметов.
—Повторите хором: «Количественный счет».
Индивидуальные вопросы:
—Посчитай количественным счетом!
—- Каким счетом посчитал Миша?
—А как надо посчитать, чтобы узнать, на каком по порядку месте стоит каждая фигура?
—Который треугольник?
—Между которыми по порядку фигурами стоит квадрат?
—Когда мы хотим узнать, какой по порядку предмет, мы считаем так: «Первый, второй, третий...». Это порядковый счет, он показывает порядок расположения предметов.
— Повторите хором: «Порядковый счет».
Индивидуальные вопросы:
— Посчитай порядковым счетом!
— Каким счетом посчитала Маша?
Фрагмент 3:
Программная задача: показать, что количество предметов не зависит от направления счета (закон «сохранения количества»), а порядок зависит.
Наглядный материал: геометрические фигуры (см рис. ).
Ход:
—Что это? Что это?
—Маша, посчитай количественным счетом слева направо.
Сколько?
—Миша, посчитай количественным счетом справа налево.
Сколько?
Замечание: дети старшей группы уже могут считать без внешних действий, но здесь мы просим вызванного ребенка посчитать вслух, показывая на предметы.
—Что можно сказать?
—Количество предметов не зависит от направления счета.
—Петя, посчитай порядковым счетом слева направо.
—Который овал?
—Оля, посчитай порядковым счетом справа налево.
—Который теперь овал? А был? А стал?
—Почему это произошло?
—Порядковый номер предмета зависит от направления счета.
Вопросы на закрепление
—Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «сколько?»?
—Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «который?»?
— Как называется счет, которым я считаю?
— На какой вопрос я отвечаю?