Процесс обучения - дидактическое взаимодействие преподавания и учения

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения ( образовательных задач ), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс (сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Основными показателями процесса обучения являются цель, средства и результат.

I. Цель - заранее осознанный и планируемый результат.

Цели процесса обучения:

1. Образовательная - приобретение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, развитие духовных, физических и трудовых способностей.

2. Воспитательная - воспитать каждого ученика высоконравственной гармонически развитой личностью.

II. Средства обучения - предметы, которые учитель при изложении учебного материала помещает между собой и учеником.

В процессе обучения решаются следующие учебные задачи:

Процесс обучения - дидактическое взаимодействие преподавания и учения - student2.ru

· стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

· организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

· развитие мышления, памяти, творческих способностей;

· совершенствование учебных умений и навыков;

· выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

III. Результат - то, к чему приходит обучение, степень реализации намеченной цели.

Процесс обучения - дидактическое взаимодействие преподавания и учения - student2.ru

Движущие силы процесса обучения. Процесс обучения как специфический процесс познания необходимо рассматривать в его противоречивости. Отечественными дидактами (М.А. Даниловым, В.И. Загвязинским и др.) установлено, что определяющее влияние на историческое развитие обучения оказывают объективные требования общества, связанные с развитием производства, техники, науки, культуры, социальных отношений. Основным противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися требованиями обучения и познавательными возможностями учащихся (уровнем их знаний, развития, способами учебной деятельности, которыми они владеют). Это противоречие находит свое отражение и конкретизируется в противоречиях содержательной (знания, умения, навыки), мотивационной (побуждения) и операциональной (способы познания) сторон обучения (В.И. Загвязинский). К ним относятся противоречия между личным житейским опытом ученика и научными знаниями; между прежним уровнем знаний и новыми знаниями, которые снимают ранее усвоенное; между знаниями и умением их использовать; между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению и обучению в целом; между более сложной познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения умений.

Основное противоречие является движущей силой процесса обучения потому, что оно неисчерпаемо, как неисчерпаем процесс познания. М.А. Данилов формулирует его как противоречие между выдвигаемыми в ходе обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений, навыков учащихся, уровнем их умственного развития и развития отношений. Он считает, что определение степени и характера трудностей в учебном процессе — главное из того, что дает возможность учителю вызывать движущую силу учения и развивать умственные и нравственно-волевые силы школьников. Однако важна не всякая отдельно взятая трудность, а система трудностей, которые сочетаются с условиями, благоприятствующими преодолению их школьниками, и ведут к овладению научными знаниями и развитию познавательных сил учащихся. Противоречие становится движущей силой обучения, если оно является содержательным, т. е. имеющим смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия — явно осознаваемой ими необходимостью.

Условием становления противоречия в качестве движущей силы обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Не менее важна и подготовленность противоречия самим ходом учебного процесса, его логикой, чтобы учащиеся не только «схватили», «заострили» его, но и самостоятельно нашли способ разрешения. Выдвинутая однажды и принятая учащимися познавательная задача превращается при этом в цепь внутренне связанных задач, которые вызывают у школьников стремление к познанию нового, неизвестного и к применению этого познанного в жизни. В способности увидеть познавательную задачу и найти ее решение заключается главное условие успешного обучения и умственного развития учащихся (2).

В традиционной практике обучения утвердилась и стала фактически универсальной логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Эта логика, закономерная для обучения в начальных классах, используется и при организации обучения подростков и старших школьников. Между тем и в теории и на практике убедительно доказана необходимость применять в обучении как индуктивно-аналитическую, так и дедуктивно-синтетическую логику учебного процесса в их тесном взаимодействии. Суть этого решения заключается в том, что почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений вводятся те научные понятия и принципы, благодаря которым становится более глубоким и содержательным восприятие конкретного материала. Это не противоречит принципиальной схеме познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая определяет структуру процесса усвоения знаний.

2.Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Выделяются три функции процесса обучения: образовательная, развивающая и воспитательная.

1. Образовательная функция - в процессе обучения учащиеся получают основной фундамент знаний, умений, навыков по основам наук и видам деятельности ( владение устной и письменной речью, чтение, работа с книгой и т.д. )

2. Развивающая функция - в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно - мотивационной области.

3. Воспитательная функция - в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитательных функций обучения.

Наши рекомендации