Современная технология обучения - целостная дидактическая система
Формирование новых образовательных технологий должно осуществляться в следующей последовательности:
• определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;
• определение эффективности с помощью прикладных исследований;
• анализ потребностей и спроса среди преподавателей и студентов;
• разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;
• тиражирование и распространение программных средств.
Выпадение каких-то элементов цепочки в процессе разработки порождает трудности, возникающие при внедрении технологий. Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Процесс гуманизации высшего профессионального образования реализуется через:
• интеграцию профессиональной и социокультурной подготовки студентов, способствующую развитию личностных качеств;
• переход к блочному построению учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации;
• внедрение в учебный процесс открытых систем обучения, позволяющих организовать персональное обучение по индивидуальным программам.
Указанные выше тенденции становятся реальностью благодаря разработке и внедрению современных образовательных технологий. Термин "образовательные технологии" более емкий, чем "технологии обучения", ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых. Современная технология обучения представляет собой целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:
• при сохранении коллективных форм обучения предоставить студенту возможность персонализации обучения по оптимальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивацию и личные предпочтения вплоть до получения им второй специальности;
• способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов в широкую педагогическую практику;
• обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе (мотивация, актуализация цели деятельности и ее планирование, оценки уровня усвоения деятельности, активности, познавательной самостоятельности);
• выступать средством реализации рефлексии, побуждающей студента к самостоятельному формированию системы знаний;
• не противоречить принципам и закономерностям педагогики.
Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь. Разработка этих технологий должна вестись в соответствии со следующими принципами, которые непосредственно связаны с указанными выше системными требованиями:
• принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему;
• принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных педагогических целей;
• принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на механизмы самоорганизации и саморегуляции соответствующих педагогических систем;
• принцип адаптации процесса обучения к личности студента и его познавательным способностям;
• принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщенных знаний.
Наиболее полно эти принципы могут быть реализованы в учебном процессе благодаря разработке и применению открытых систем интенсивного обучения, дающих студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы формирования и актуализации личности.
Литература:
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
3. Педагогика (для магистратуры университетов). Учебник. – Алматы: Қазақ университеті, 2006. – 230 с.
Тема 10. Основное содержание и педагогические цели использования информационных технологий в образовании