Упорядоченная деятельность, направленная на достижение заданной цели обучения
Слайд 1 Педагогическая система
Слайд 2 Педагогическая система включает в себя семь элементов
Цель, средства, содержание, формы, методы, результат
Слайд 3 Цель обучения:
Развитие тех способностей личности, которые необходимы ей самой и обществу
Цель составляет систему знаний, умений, навыков, формируемых в соответствии с моделью специалиста и государственными образовательными стандартами.
Цель имеет иерархическую структуру
- Подготовка специалиста
- Цель учебной дисциплины
- Цель изучения темы и т.д.
Слайд 4 Исторические модели образования:
Принцип природосообразности- становление человека, его образование является раскрытием его сущностных сил, данных ему от природы или от Бога
Клерикальный (16-17в., Коменский, Руссо, Песталоцци)
Естественно-научный (18-19в., Дистервег, Гербарт, Ушинский)
Саморегулируемый (20в., Маслоу, Роджерс, Олпорт)
Слайд 5 Исторические модели образования:
Принцип культуросообразности- становление, образование человека есть обретение , усвоение им определенных свойств и качеств в соответствии и под влиянием общества
Социально-правовой (18-19в., Гельвеций, Дидро)
Естественно-исторический (19-20в.,марксистская педагогика)
Культурно-исторический (20в., Штейнер,Выготский, Библер)
Слайд 6 Средства обучения:
- Книги (бумажные и электронные)
- Лабораторные практикумы
- Обучающие аудио- и видеоматериалы
- Тренажеры
- Компьютерные обучающие программы
- Базы данных и электронные библиотеки с удаленным доступом
Слайд 7 Содержание обучения: чему учить?
Система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.
Слайд 8 Теории обоснования содержания образования
l Теория дидактического материализма (Коменский и др.)- передача как можно большего объема знаний из различных областей
l Теория дидактического формализма (Гераклит, Кант, Песталоцци, Гербарт и др.)- развитие способностей и познавательных интересов
l Теория дидактического утилитаризма (Дьюи, Куписевич, Оконь и др.)- возможность использовать приобретенные знания для решения задач практического характера
Слайд 9 Факторы, влияющие на содержание образования:
l 1. Потребности общества
l 2. Субъективные факторы: политика, позиция ученых
l 3. Научно- технический прогресс
l 4. Современные потребности системы образования
l Интересы бизнеса, инвестиции и др.
Слайд 10 Система формирования содержания
l ГОС
l Модель специалиста
l Методика, принципы и критерии отбора основ наук для учебных дисциплин
l Учебные планы
l Учебные программы
l Группа разработчиков содержания
l Экспертная группа
Слайд 11 Формы обучения
Форма обучения – это специальная организация (упорядочивание) процесса обучения. Характер этой организации обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.
Классификация форм обучения производится по следующим признакам: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность учебной работы.
Формы обучения:
l Индивидуальная
l Индивидуально-групповая
l Групповая
l Аудиторная
l Внеаудиторная
Слайд 12 Индивидуальная – семейное воспитание состоятельных слоев общества
Индивидуально-групповая – преподаватель ведет занятия с группой учащихся, имеющих различную подготовку (возраст). Занимаясь с группой, вынужден работать индивидуально с каждым
Групповая (XVI век)– уровень подготовки группы и состав остаются относительно постоянными, работают по единому плану и расписанию, основной единицей занятий является урок, работой руководит преподаватель
Белл-ланкастерская – старшие ученики изучают материал под руководством учителя, а затем обучают тех, кто знает меньше. Один преподаватель может обучить большее число учащихся
Батовская – работа с классом, а затем индивидуальные занятия с теми, кто нуждается в дополнительных занятиях
Маннгеймская система – деление обучающихся на классы в зависимости от способностей
Слайд 13 Индивидуализированное обучение (лабораторная или система мастерских, в СССР – Дальтон-план) – обучающиеся работают по заданию преподавателя, объяснения заменены консультациями. «+» - темп обучения зависит от возможностей обучающегося, «-» - обучающимся часто не по силам самостоятельно разобраться в материале
8. План Трампа – сочетание занятий в больших аудиториях и в малых группах, классы отменяются, состав групп непостоянен
Слайд 14 Классификация аудиторных форм обучения:
Виды обучения | |
Направленные на теоретическую подготовку | Направленные на практическую подготовку |
Лекция Семинар Экскурсия Контролируемая самостоятельная работа Самостоятельная внеаудиторная работа Конференция Консультация | Практическое занятие Курсовое проектирование Все виды практики Деловая игра Лабораторная работа |
Слайд 15 Методы обучения ( от греч. metodos- путь к чему-либо )
упорядоченная деятельность, направленная на достижение заданной цели обучения