Е.А.Соколовская, Г.С.Сухобская, Т.В.Шадрина Современные ориентиры профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы.Учебное пособие.-СПб.,2006.-С.35-40

Тексты к темам № № 4 , 5

Целенаправленность профессиональной педагогической

(андрагогической) деятельности

Цели педагогической (андрагогической ) деятельности всегда планируются как некоторые эффекты продвижения, роста, изменения, развития личности обучающегося( ребенка или взрослого человека) .

Педагог ( андрагог) стремится к тому, чтобы содействовать формированию у обучающегося тех «внутренних оснований» ( знания, убеждения, методы действий), которые бы позволили обучающемуся в дальнейшем самостоятельно управлять своей деятельностью.

По степени своей обобщенности педагогические и андрагогические цели образуют определенную иерархическую систему.

1. Наиболее обобщенная цель-« идеал» личности , задаваемый

обществом.( Например: идеал активной, саморегулируемой нравственной личности школьника , гармонично развитой личности или: идеал инициативной, саморегулируемой, постоянно профессионально развивающейся личности специалиста)

Этот идеал конкретизируется в разветвленной системе педагогических (андрагогических) целей.

2. Конструктивные цели(более конкретные ), в которых реализуются

исходные цели образования. Они указывают на то, что должно быть сформировано у человека на определенном этапе его образования либо при изучении того или иного учебного предмета. Эти цели задаются в программах обучения.

3. Оперативные цели, которые ставятся педагогом в процессе

реализации программы обучения в конкретных условиях работы курса, группы , отдельной личности. Это наиболее подвижные, изменчивые и динамичные цели, которые строятся применительно к многообразным педагогическим ситуациям, с которыми имеет дело педагог-практик.

Эффекты обучения (реализация целей):

—эффекты развития мотивационно-ценностной сферы личности ученика — развитие его отношений, убеждений, системы ценностей, интересов и направленности личности в целом;

—эффекты развития познавательно-логической сферы личности ученика — развития его представлений и понятий об окружающем мире, логических операций и методов, интеллектуальных приемов познавательной деятельности;

—эффекты развития практически действенной сферы личности — развития умений регулировать свою практическую деятельность, использовать знания для решения возникающих в жизни задач (компетенций)

Рефлексия

Термин « рефлексия» имеет широкий диапазон использования.

Его смысл ведет свое начало от латинского термина « reflexio» — «обращение назад». В настоящее время этот термин широко используется тогда, когда личность оценивает себя и свои действия, и в ситуации, когда любая область знания или человеческая деятельность оцениваются с позиции науки («научная рефлексия над…»).

По своей психологической природе рефлексия всегда связана с разрывом и выходом за пределы любого непосредственного, «автоматически» текущего процесса или действия. Поэтому, в соответствии со структурой рефлексивного акта, одним из первых условий его разворачивания является полная остановка, прекращение непрерывного, «естественного» хода какого-либо процесса. Уже само это условие может оказаться основой первичного различения субъектом «себя». В практическом смысле для выхода в рефлексию достаточ-

но задать себе вопрос типа «Что происходит? Что со мной? Что

я делаю и почему?»

Внутренний диалог с самим собой или с кем-то воображаемым другим дает возможность человеку стать в позицию исследователя по отношению к себе. Внутренний диалог с самим собой– это и есть рефлексия. Рефлексия дает человеку возможность увидеть себя со стороны глазами другого «Я» , понять себя, свои желания, свои переживания, свои поступки, т.е. помочь себе объяснить самого себя.

Такой же эффект произведет и осознание человеком проблемности ситуации, в которой он оказался. Невозможность поступать прежним образом вызовет остановку текущего психического процесса, и человеку будет представлена воз-

можность отрефлексировать себя и ситуацию.

Следующим этапом рефлексивного процесса является анализ, который может принять форму внутреннего диалога, и решение, которое может иметь форму выводов или намерения поступать определенным образом.

Понятие «рефлексия» в историческом ракурсе восходит еще к английскому философу Дж. Локку , который отмечал способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы». Затем эта способность, обозначенная П. Тейяром де Шарденом, как отличительно человеческая способность (именно она, по его словам, сделала человека человеком, выделив из всего животного мира) характеризуется тем, что человек уже «не просто знает, а знает, что знает». Далее, эта «направленность человеческой души на самое себя» исследовалась многими авторами, получая самые разные трактовки.

В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, по крайней мере, в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов коммуникации и кооперации, т.е. совместных действий и их координации. Все эти три контекста в их сложном переплетении отражены в научных исследованиях разных авторов, что приводит к многозначности трактовок понятия «рефлексия» и многоплановости понимания самого явления.

Личностная рефлексия вырывает человека из непрерывного потока жизни и заставляет стать во внешнюю позицию по отношению к самому себе. Именно эта способность может рассматриваться как путь к переосмыслению стереотипов собственного опыта и выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Для самоуправления и саморегуляции личности как самоорганизаующейся системы не обойтись без хорошо отлаженной обратной связи. Однако рефлексия не есть сама обратная связь, подобно тому, как обычное зеркало, отражающее внешний облик человека, не является само по себе обратной связью, а лишь средством, способом или механизмом, с помощью которого эту обратную связь можно получить. Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека, это — не только некий результат (изображение в зеркале), но и процесс, который связан с внутренними преобразованиями — осмыслением и переосмыслением стереотипов мышления и их преодолением, вплоть до образования новых креативно-инновационных содержаний сознания.

Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности называется социальной рефлексией. Выход в позицию «над» и «вне» позволяет партнерам не только прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя свои действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания или, напротив, намеренно вводя партнера в заблуждение.

Рефлексия позволяет «заглянуть» во внутренний мир другого человека: это умение видеть и понимать других людей, осознавать истинные мотивы их поступков и отношений. Рефлексия, обладая свойством двойного отражения, дает человеку знать и то, как он воспринимается и оценивается другими.

Рефлексивные процессы в деятельности педагога ( андрагога)

Развитие личности всегда осуществляется в деятельности. Как установлено в психологии, любые психические структуры формируются в активной деятельности человека ( у обучающегося — в его учебной деятельности ). В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни гибких умений, ни глубоких убеждений. Отсюда постоянная « сверхзадача» педагога ( андрагога) — включить обучающегося в активную и самостоятельную деятельность, поставить его в позицию субъекта этой деятельности, организовать эту деятельность так, чтобы обучающийся приходил к открытию ( «открытию для себя») фактов и законов, вырабатывал убеждения, овладевал способами решения проблем.

Деятельность педагога ( андрагога) есть всегда деятельность по управлению другой деятельностью, а именно – учебной деятельностью обучающихся. Любые педагогические ( андрагогические) задачи — это задачи по управлению деятельностью обучающегося. Но речь идет о таком управлении, при котором обучающийся становится в позицию субъекта, способного к управлению (самоуправлению) своей деятельностью. Иными словами, это « управление процессами управления», которые осуществляет другой человек ( ученик). Такого рода процессы в психологии принято называть рефлексивными процессами.

Рефлексивные процессы в данной ситуации — это процессы отображения одним человеком ( педагогом, андрагогом) «внутренней картины мира» другого человека (обучающегося).Педагог ( андрагог) должен быть способным становиться на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать , как он воспринимает определенную ситуацию, объяснять, почему обучающийся действует так, а не иначе.

Более того, педагога ( андрагог) должен не только рефлексивно отображать «внутреннюю картину мира», которой обладает обучающийся, но и целенаправленно ее преобразовывать, углублять, развивать. Имея в виду, что подобного рода преобразования могут осуществляться только в результате активной деятельности самого обучающегося, педагог должен строить свое управление этой деятельностью не как прямое воздействие, а как передачу ученику тех «оснований», из которых ученик мог бы самостоятельно выводить свои решения. Такого рода управление деятельностью другого человека обычно и называют рефлексивным управлением.

Рефлексивное управление характерно для тех профессий, которые связаны с межличностными отношениями ( тип профессий — «человек-человек»: социальный работник, управленец, менеджер, общественный деятель и т.п.). В педагогической ( андрагогической) деятельности процессы рефлексивного управления - главные и центральные.

Тексты к теме № 9

Жизненная карьера: цель и планирование

Важно ставить перед собой крупные цели.

« Представьте себе какую-нибудь малую цель. Как только между вами и целью появляется проблема, эта проблема заслоняет от вас цель: все, что теперь вы видите, - это проблема. Увидеть цель вы вообще больше не сможете. Но когда у вас нет перед глазами ясной цели, появляются страхи и сомнения… Представьте себе теперь, в отличие от маленькой цели, очень большую цель. В этом случае проблема не может полностью заслонить от вас цель. Поэтому вы по-прежнему знаете, что и почему делаете. Большие цели позволяют нам расширять кругозор, открывать дополнительные возможности, знакомиться с новыми людьми»

Шефер Б. Путь к финансовой независимости. – СПБ. ,2004. – С.62-63

Личностная профессиональная перспектива (ЛПП): схема построения

1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).

2. Осознание необходимости непрерывного профессионального образования.

3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения.

4. Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения).

5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями.

6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели).

7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы (микроинформационная основа выбора).

8. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей.

9. Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей).

10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям.

11. Знание о путях преодоления внешних препятствий.

12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту).

13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда.

14. Начало практической реализации ЛПП.

Климов Е.А.Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д,1996

«Слоновая техника» при решении сложных жизненных задач

( Фирма « Тайм-менеджер» - США)

Два подхода к « слоновой задаче»:1) отложить ее решение; 2) разрезать на маленькие кусочки, что и позволит « заглотнуть слона», т.е. достичь результата.

« Слоновая техника», которая поможет достичь результата. —

— режьте « слона» на маленькие удобные кусочки;

— присоедините « заглатывание» отдельных кусочков к повседневным делам;

— позаботьтесь о том, чтобы « есть» одного и того же «слона», пока от него ничего не останется;

— не переживайте ежедневно из-за этих «слонов»; отнеситесь к ним как к большим, красивым, впечатляющим животным, как к захватывающим возможностям; сосредоточьтесь на « слоновом бифштексе» и будьте довольны, если задача дня выполнена.

Слишком много людей мучает себя из-за «слонов», с которыми они все равно не могут разделаться сегодня.

Иногда люди и не берутся за какое-то сложное дело, испугавшись того тернистого пути, который надо преодолеть для осуществления своей мечты. Но вспомните поговорку: « Глаза боятся, а руки делают».

Шагов к успеху.

1. Имейте мечту. Выстраивайте ее на основании мысленных моделей совершенства. Ориентируйтесь на высокие стандарты.

2. Учитесь отчетливо видеть свою цель. Важно, чтобы ее мысленный образ был многомерным, где задействованы все органы чувств. Чем больше чувств вовлекаются в образы, тем больше сила мысленного представления. Мысленное представление – это сознательная работа, а не бесцельное фантазирование.

3. Разработайте план. Путь к цели важно разбить на отдельные достижимые шаги и , представляя их, использовать сенсорное воображение. Мысленное представление, особенно мультисенсорное, способно повысить реальные результаты деятельности людей.

4. Находите нужные мотивации своих действий. Думайте о возможных достижениях.

Наши рекомендации