Особенности организма студентов
Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий учебы и быта. [1]
Усвоение учебного материала, излагаемого на лекциях, лабораторно-практических занятиях, участие в семинарах, коллоквиумах, решение различных задач и, наконец, решающий этап контроля знаний — экзамены, все это требует значительного нервно-эмоционального напряжения; волнение перед сдачей экзаменов и во время их приводит к повышению кровяного давления, увеличению частоты пульса и дыхания.
Большое влияние на организм студентов младших курсов оказывают изменения привычного уклада жизни. Увеличение объема поступающей информации, необычная по сравнению со школой форма ее подачи, необходимость самостоятельно распределять свое время и организовывать быт повышают нагрузку на психоэмоциональную сферу.
В организме молодых людей еще не завершено формирование ряда физиологических систем, в первую очередь нейрогуморальной, поэтому они очень чувствительны к нарушению сбалансированности пищевых рационов. Определенную роль играет изменение характера питания учащихся, приехавших в большие города из сельской местности, где пищевые рационы содержат значительно большее количество растительных продуктов. Увеличение содержания в рационе колбас, изделий из муки высших сортов приводит к резкому ослаблению моторики кишечника и появлению запоров. В связи с нарушением режима питания за время учебы у многих студентов развиваются заболевания пищеварительной системы, получившие название «болезни молодых», а также гипертоническая болезнь, неврозы и др.
Установлена зависимость между успеваемостью и режимом питания: если студенты приступают к занятиям натощак, то они хуже усваивают учебный материал. По данным ряда исследователей, 60% студентов, которые учатся удовлетворительно, питаются всего два раза в день, в то время как успевающие на «хорошо» в 80% случаев придерживаются трехразового питания.
У студентов технических вузов большая нагрузка падает на зрительный аппарат, в особенности при выполнении расчетно-графических работ.
Значительную часть суток студенты ведут малоподвижный образ жизни, их физическая активность невелика. Только часть учащейся молодежи занимается спортом (для их питания нужно использовать рекомендации, разработанные для спортсменов).
Ассортимент продуктов, рекомендуемый Украинским научно-исследовательским институтом общественного питания и торговли для студентов вузов и учащихся техникумов, представлен в таблице 2.
Таблица 2. Среднесуточный набор продуктов, рекомендуемый для студентов вузов и учащихся техникумов
Название продуктов | Количество, г | |||
Для студентов вузов | Для учащихся техникумов | |||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
Мясо и мясопродукты | ||||
Рыба и рыбопродукты | ||||
Молоко | ||||
Творог | ||||
Сметана | ||||
Сыр | ||||
Обрат | ||||
Всего молока и молочных продуктов в переводе на молоко | ||||
Яйца | ||||
Масло животное | ||||
Масло растительное | ||||
Сахар | ||||
Всего хлебопродуктов в переводе на муку | ||||
Картофель | ||||
Овощи и бахчевые | ||||
Фрукты свежие | ||||
Сухофрукты |
При выборе продуктов следует учитывать ограниченность денежного бюджета студентов. С целью обеспечения рационов студентов достаточным количеством биологически ценных белков следует использовать их дешевые источники, такие, как субпродукты (в здоровом молодом организме нет опасности задержки в тканях мочевой кислоты, образующейся из нуклеопротеинов, которыми богаты эти продукты). Ценными и недорогими источниками белков являются также рыба, обезжиренное молоко, нежирный кефир, пахта, плавленые сыры.
Для обеспечения потребности в жирах в рацион необходимо вводить в непрогретом виде растительное и сливочное масла (20—25 г). Следует избегать избытка сладостей, особенно прилипающих к зубам, так как это приводит к кариесу, ожирению и сахарному диабету. С целью ликвидации последствий малоподвижного образа жизни следует шире включать в питание растительные продукты, являющиеся источниками волокнистых структур.
Больше внимания должно уделяться удовлетворению /физиологических потребностей организма учащейся молодежи в пищевых веществах, часто являющихся дефицитными, а именно в витаминах: С, А, В1 В2, а также соблюдению рекомендуемых соотношений между Са и Р. Следует избегать частого потребления блюд и продуктов, содержащих много поваренной соли (соления, копчености, маринады, соленая рыба).
Зимой и ранней весной в качестве источников витамина С необходимо использовать отвар шиповника, зеленый лук, капусту белокочанную в сыром виде. С целью обеспечения витамином А, помимо продуктов животного происхождения, необходимо систематически потреблять источники р-каротина, такие, например, как морковь (с жирами).
Особенно важным является соблюдение принципов сбалансированного питания в период экзаменационной сессии, требующей мобилизации ряда физиологических систем организма. В этот период необходимо увеличение в рационе доли продуктов, содержащих белки и витамины, повышающие эмоциональную устойчивость организма.
Важнейшая роль в сохранении здоровья учащихся принадлежит соблюдению режима питания. Прием пищи должен быть 3—4-кратным. Между тем нередко перед уходом на занятия студенты не завтракают. Во время перерыва между занятиями лишь небольшая часть студентов успевает съесть в буфете горячие блюда. Время приема пищи часто не упорядочено, промежутки между едой превышают 5 ч, что нарушает ритм выделения желудочного и других пищеварительных соков. Все это неблагоприятно сказывается на функции пищеварительных органов.
Особое внимание следует уделять завтраку. Для того чтобы обеспечить чувство сытости в течение 4—5 ч, завтрак должен содержать 2900—3300 кДж (700—800 ккал): 25—35 г белка, 30 г жира и 100 г углеводов. На завтрак рекомендуется давать одно горячее блюдо из мяса или рыбы, мучное, картофельно-овощное, яичное или творожное. Это блюдо является основным и должно содержать 1250—1880 кДж (300—450 ккал). К завтраку следует отпускать гастрономические продукты — масло, сыр, колбасу, вареные яйца и др. В меню включают также горячие напитки: чай, кофе, какао.
Обед обеспечивает 35% суточной потребности в энергии. Для женщин его энергетическая ценность не должна превышать 3760 – 4600 кДж (900-1100 ккал), для мужчин - 4180-5000 кДж (1000-1200 ккал). В меню этого приема пищи следует включать салат или закуску, горячее первое блюдо (для женщин — половину порции), мясное или рыбное блюдо. Заканчивают обед сладким напитком или третьим блюдом — муссом и др. Если в рацион вводится не второй завтрак, а полдник (фрукты, соки), то он должен содержать до 15 % суточной потребности в энергии.
Ужин должен обеспечивать 20—25 % суточной калорийности и содержать легкоусвояемые блюда и продукты из рыбы, яиц, овощей, молока, фруктовые, ягодные и овощные соки, молочно-кислые напитки. В каждый прием пищи целесообразно включать 100—150 г хлеба пшеничного из муки 2-го сорта или ржаного хлеба. Среди способов технологической обработки продовольственных продуктов предпочтение следует отдать жарению, тушению и запеканию.
Таким образом, при составлении пищевых рационов для студентов - лиц умственного труда должны быть учтены влияние особенностей труда, функции физиологических систем.
В таблице 3 приведены нормы физиологических потребностей для взрослого населения (в день) для 1 группы интенсивности труда (коэффициент активности 1,4), к которой можно отнести следующие профессии: руководители предприятий и организаций; инженерно-технические работники, труд которых не требует существенной физической активности; студенты, медицинские работники, кроме врачей-хирургов, медицинских сестер, санитарок; педагоги; воспитатели, кроме спортивных; работники науки; работники литературы и печати; культурно-просветительные работники; работники планирования и учета; секретари; делопроизводители; работники разных категорий, труд которых связан со значительным нервным напряжением (работники пультов управления, диспетчеры и др.).
Таблица 3. Суточные нормы потребления пищевых веществ и их энергетическая ценность для людей 1 группы активности.
Мужчины | Женщины | ||||||
Возраст | Возраст | ||||||
18…29 | 30…39 | 40…59 | 18…29 | 30…39 | 40…59 | ||
Белки, г | Всего | ||||||
В т.ч. животные | |||||||
Жиры, г | |||||||
Углеводы, г | |||||||
Энергия, ккал |
Из всего вышеизложенного сделаем вывод: наиболее приемлемой формой организации рационального питания учащейся молодежи в предприятиях общественного питания являются комплексные приемы пищи, которые должны обеспечивать поступление в организм всех необходимых питательных веществ в оптимальных соотношениях.
Расчётная часть