Любовь как психологический и коммуникативный феномен
Понятие «любовь» - одно из немногих слов, выражающих почти полную абстракцию. Чувство любви представляется большинству людей специфичным и не сводимым к другим понятиям, таким, как дружба, симпатия и т.д.
Анализ источников (работ О. А. Карабановой, С. В. Ковалева, В. А. Сысенко, Э. Фромма и др.) свидетельствует о том, что любовь представляет собой сложный комплекс переживаний, весьма разнообразных по содержанию и часто противоположных по знаку: с ней связаны эйфория, депрессия, нарушение сна, склонность к фантазиям, трудности в концентрации внимания и т. д (26, с. 51).
Опираясь на научные данные, исследованные лингвистами, и социальные связи этого явления, можно отметить, что слово «любовь» вызывает у людей разноплановые ассоциации: «Любовь: с первого взгляда 9; до гроба 8; чувство 5; зла, счастье 3; безответная, горе, и голуби, к женщине, ненависть, платоническая, пришла, радость, разлука, страстная, Яровая 2; брань, бывает, вера, верная, вечная, вечная тема, вечность, внеочередная, глупость, горит, дерево, друга, душа, жизнь, земная, знак зодиака, и бедность, и верность, и деньги, иметь, искренняя, к жизни, к людям, красотки, крепка, к тебе, ложь, любовь, много зверей, молодость, морковь, моя, настоящая, нежная, неземная, огромная, отлично, первая, преданность, прекрасна, прошедшая, прошла, раб, светлая, святое, секс, смерть; стоит того, чтобы ждать; страдание, страсть, с 1-го взгляда, чистая, чувства, это неприлично 1» (43, c. 303).
Обобщая эти данные, мы пришли к выводу, что у одних людей любовь связана с приятными чувствами, а у других – с печалью, болью, горечью, даже злом и чем-то неприличным. Подчеркнем, что почти для каждого человека слово «любовь» значит нечто особенное, личное и сокровенное. Чрезвычайно мало людей совпадает во мнениях относительно этого понятия. А если совпадения есть, то они основаны, скорее, на заштампованности и узости человеческого мышления.
Анализ литературы позволяет констатировать, что на сегодняшний день существует множество определений и концепций любви. В частности, разработкой данной проблемы занимались Аристотель, Дж. Бруно, Т. Кемпер, И. С. Кон, А. Маслоу, В. Соловьев, Р. Стернберг, Омар Хайям, Платон, З. Фрейд, Э. Фромм и многие другие.
Как показало изучение доступных нам источников, каждая концепция имеет свои особенности. Поэтому в данном параграфе мы систематизируем найденную информацию и представим ее в качестве основы экспериментального обучения специфике и жанровому наполнению любовного общения. Таким образом, данный параграф будет содержать:
- определение любви с психологической, философской и лингвистической точек зрения;
- различные классификации любовных отношений.
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
Изучив ряд теоретических источников (работы Ш. Берна, В. И. Карасика, Г. Павленко, Э. Фромма и др.), мы выяснили, что в психологии, в философии, в лексикологии даются разные определения любви. Суммировав изученные сведения, мы установили, что любовь – в самом общем смысле — это отношение к кому-либо, чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем, чем воспринимается как благо (2, с. 345).
В более узком и собственном смысле слова любовь – это именно отношение к другой личности (сюда, по мнению исследователей, не следует относить разнообразные эмоциональные состояния, связанные с привязанностью или страстью к различным вещам, отношениям или опытам, например, сластолюбие, сребролюбие, властолюбие и т.д.) (2, с. 345).
В научных работах мы встретили разные представления о любви и разные значения самого слова «любовь». Этим словом обозначаются: эротические или романтические переживания, связанные с сексуальным влечением и сексуальными отношениями с другим человеком; особого рода интимная связь между любовниками или супругами; привязанность и забота в отношениях к родным и родственникам, а также к близким людям (родственным душам); восхищение и благоговение перед авторитетом – человеческим (индивидуальным или коллективным) или сверхъестественным; благожелательность и милосердие в отношении к другому как ближнему (35). Такая разноплановость значений свидетельствует о многогранности самого явления.
Мы выяснили, что различным значениям, выражаемым в современных европейских языках, как правило, одним словом «любовь», в древних языках соответствовали специальные термины, обозначавшие чувственную любовь-желание, дружелюбие, любовь-милосердие (21, с. 234).
Одна из первых классификаций форм любви, охарактеризованных в науке, восходит ещё к её пониманию в античной греческой философии: эрос – стихийная, восторженная влюблённость, в форме почитания, направленного на объект любви; филиа – любовь-дружба или любовь-приязнь по осознанному выбору; сторгэ – любовь-нежность, семейная; агапэ – жертвенная любовь (21, с. 237).
В живых европейских языках также имеются различные понятия и термины, аналогичные вышеприведенным, например, в русском – вожделение, дружелюбие, сострадание, жалость, милосердие, благоговение. Это допустимое, с точки зрения исследователей, совмещение различных значений в одном слове «любовь» отражает интуицию глубокого родства между этими различными опытами душевной и духовной активности человека.
В различных толковых словарях (6; 14; 32; 45; 52) мы нашли отличные друг от друга определения.
В частности, в толковом словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (32) даны 2значения: любовь – 1.Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. 2.Склонность, пристрастие к чему-нибудь.
В другом словаре (45) даны 3 значенияпонятия «любовь»: 1.Чувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-либо. Чувство расположения, симпатии к кому-либо. 2.Чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола. О человеке, внушающем такое чувство. Любовные отношения. 3.Внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-либо. Пристрастие к чему-либо, предпочтение чего-либо.
Таким образом, мы видим, что в обоих случаях определения любви схожи, так как затрагивают преимущественно только чувственную сферу данного понятия. Но, на наш взгляд, в этих словарях нет такого толкования, которое бы полностью отражало многоплановость и многоаспектность рассматриваемого понятия, что затрудняет понимание читателями сущности этого явления.
Наиболее полное, на наш взгляд, определение любви мы обнаружили в толковом словаре русского языка под ред. профессора Д. Н. Ушакова (52). В этом определении, по нашему мнению, учтены основные аспекты данного понятия. Вслед за Д. Н. Ушаковым, мы будем понимать под любовью – 1. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовность отдать свои силы общему делу.// Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.// Такое же чувство, основанное на инстинкте. 2. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношении двух лиц, взаимно связанных эти чувством. 3. Склонность, расположение или влечение к чему-либо.
В нашей работе мы будем рассматривать любовь в 1 и 2 значениях, так как, по нашему мнению, они более точно характеризуют специфику данного явления.
Кроме лексического значения понятия «любовь», необходимо учесть психологическое и философское осмысление данного понятия. Это, как нам кажется, наиболее важный аспект дипломного исследования, поскольку любовь – это эмоциональное чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная и интимная привязанность к другому; сложный психологический феномен, возникающий как столкновение индивидуума и социума, низменного и возвышенного, духовного и телесного начала. Любовь рассматривается и как мировоззренческая категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.
Психологи и философы (22, 26, 29, 30, 31, 47, 50, 56 и др.) подчеркивают, что любовь – это чувство, которому невозможно дать точное и безоговорочное научное определение. Это духовная материя, которую человек может до конца не осознавать.
Чтобы выяснить, как менялось отношение к любви с течением веков и как она определяется сегодня, выявим различия между трактовками данного явления в древности и в современности.
Первую в человеческой культуре философию любви создал двадцать четыре века назад Платон. Она стала, по мнению исследователей, крупным шагом в постижении человеческой любви, а позднее послужила истоком для большинства любовных теорий (65, с. 370).
В трактовке любви Платоном нам представляется интересным определение ее как двойственного чувства. Она соединяет в себе противоположные стороны человеческой природы. В ней, по мнению философа-ритора, живет тяга к прекрасному и чувство чего-то недостающего, ущербного, стремление восполнить то, чего у человека нет. Любовь, по мнению антика, несет человеку и пользу, и вред, дает ему зло и добро. Она таится в самой природе человека и нужна для того, чтобы исцелить изъяны этой природы. Любовь — это сила, влекущая половины, оставшиеся после наказания богов, к воссоединению (65, с. 371).
Безусловно, античное представление о любви несколько отличается от современных трактовок. Так, например, в основе работ Зигмунда Фрейда лежит взаимосвязь между любовью и сексуальностью. Любовь, с точки зрения, - З. Фрейда иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.
Иная трактовка любви складывается в отечественной науке. Так, например, русскому философу В. С. Соловьеву принадлежит определение смысла любви как «оправдания и спасения индивидуальности через жертву эгоизма» (46, с. 250). Любовь понимается Соловьевым как такое отношение между двумя людьми, при котором:
- это отношение одного к другому представляет собой полный и постоянный обмен;
- благодаря этому отношению и посредством его один может вполне утверждаться в другом;
- это отношение построено на взаимодействии и общении;
- оно носит непременно взаимный характер.
Благодаря таким взаимоотношениям, пишет Соловьев, создается новый человек и действительно осуществляется истинно человеческая индивидуальность.
Еще одна знаменательная работа, посвященная в XX веке любви, которую, на наш взгляд, необходимо учесть, решая проблему дипломного исследования, - «Искусство любить: исследование природы любви» Э. Фромма. Он соединил идеи позднего З.Фрейда о либидо и эросе с классическими философскими представлениями о любви. Любовь, пишет Фромм, как бы откликаясь на мысль, высказанную Соловьевым, - это объединение с другим человеком при условии сохранения обособленности и целостности самого себя (56, с. 134). Способность человека любить, по мнению психолога, зависит от меры развития им собственной личности в ее целостности.
Как следует из анализа приведенных источников, определений любви, взглядов на ее природу, в каждом из них красной нитью прослеживается нечто общее: любовь - сильное чувство, которое позволяет человеку давать другому необходимое и получать нужное для себя. Исходя из того, что само понятие любви является многомерным и разноплановым для характеристики, мы считаем необходимым определить ту разновидность любовных переживаний, которая составляет содержание именно общения любящих людей. Это позволит нам более точно охарактеризовать специфику любовного общения.