СМИ: виды и основные функции
Средства массовой информации — понятие, объединяющее все ка- налы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.). Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечиваю- щие сбор, обработку и распространение информации в массовом мас- штабе.
К основным видам СМИ относятся:
• радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие;
• печать — словесное и графическое воздействие;
• кино — художественно-образное воздействие;
• телевидение — интегрированное акустическое и художественно- творческое воздействие;
• компьютерные технологии (Интернет) — оперативное самостоя- тельно-творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия.
Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии. Телевидение позволяет обеспечи- вать «доставку на дом» готовой программы, репортажа в момент свершения события (маленький экран не давит, а незаметно решает свои задачи), домашний просмотр (отсутствует психологическая на- строенность восприятия зрелища, которая есть в кинематографе) по-
Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ 211
зволяет непроизвольно и естественно поглощать предлагаемую ин- формацию.
Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответст- вующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные тех- нологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивиро- вать активность, развивать интерес и пр.
Основные функции СМИ:
• общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач);
• воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).
• информационная (от лат. informatio — разъяснение): осведомле- ние о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение инфор- мации;
• обучение и просвещение: профессионально-заинтересованная аудитория, расширение кругозора;
• художественно-репродуктивная: трансформирование произведе- ния искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;
• художественно-продуктивная: распространение произведений особого вида искусства — рекламы, телешоу, радиодрамы, телефиль- мов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в ори- гинале;
• развлечение: заполнение досуга приятным отдыхом, развлечени- ем (музыка, кино и т.д.).
Исследование воздействия СМИ на личность и группу (массы) потребителей осуществляется социологией, психологией и педагоги- кой. Психология изучает в большей степени механизмы влияния на аудиторию, а педагогика — способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного воз- действия, а также условия, обеспечивающие эффективность исполь- зования различных программ.
Существует выражение «педагогика средств массовой информа- ции», под которым подразумевается теория и практика исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения направленного влияния на человека, группу (определенную группу населения).
При изучении проблем воздействия СМИ на аудиторию применя- ются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат со- ответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы
14*
212 Раздел IV. Среда и формирование личности
влияния на личность, группы и их последствия. К таким теориям от- носятся:
• Теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаково, т.е. у них очень похожие реакции. Практически такое влияние имеет место в определенных ус- ловиях и по отношению к определенной аудитории. Предрасположен- ность аудитории (человека) к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач. Например, телевизионная программа с элементами насилия может усилить насильственные тенденции, уже существующие у соответствующей части зрителей; человек, имеющий склонность к противоправным действиям, смотря передачи, демон- стрирующие подобные действия, может утвердиться в потребности их свершения и пр.
Тот факт, что эффекты телевидения не являются единообразными, не снижает их значимости. К примеру, даже если какая-то телепро- грамма оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 млн человек, то это влияние распространится на 4 тыс. зрителей!
• Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги). Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его ос- нове лежит утверждение того, что усвоение модели поведения чело- века происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как они ведут себя в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становят- ся источником научения. Для того чтобы происходило социальное на- учение человека, необходимо, чтобы имело место:
1) наличие примера;
2) запоминание модели поведения;
3) осмысление действий;
4) мотивация;
5) реализация модели поведения.
• Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер и его коллеги). Увеличивающееся, много- кратное действие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяже- нии продолжительного времени способствует постепенному измене- нию у их потребителей представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию спо- собствует формированию (культивирует формирование) у нее опре- деленных позиций, взглядов в соответствии с информацией создан- ной на телеэкране. Использование этой теории находит активное
Глава 16. Социально-педагогические возможности СМ И 213
применение в процессе решения определенных политических задач, проведения предвыборных кампаний и пр.
• Теория социализации (теория социального развития). Благода- ря продолжительному воздействию СМИ на потребителей, они стано- вятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от 2 до
4 часов проводят у телевизора, что делает его важным элементом со- циального развития. С помощью телевидения они узнают о мире взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, при- сущие взрослым. Направленность телевидения на детскую и моло- дежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию (элементы развлекательности, состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ.
• Теория использования и удовлетворения. СМИ могут существо- вать только тогда, когда у них имеется свой зритель. Одна из важ- нейших задач, стоящих перед ними, — создание своей аудитории. Одновременно психология пользователя СМИ такова, что человек в большей степени обращается именно к тем из них, которые удовле- творяют их интересы, потребности, желания. Данный факт определяет направленность деятельности постановщиков информационных про- грамм, старающихся создавать такие, которые максимально захваты- вали бы зрителя сюжетом, информацией, содержанием, формой пода- чи, заставляли его переживать, вызывали потребность быть в более тесном взаимодействии и т.д. Таким образом, формируется своя ауди- тория, на которую ориентируется канал.
Механизмы влияния СМИ на личность (аудиторию) обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воз- действуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на ми- ровоззрение и проявление активности. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:
• актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности, что усиливает влияние (действенность);
• настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От этого зависит включение его во взаимодействие с источником инфор- мации. Часто, учитывая важность этого фактора, информационные программы предусматривают постепенное вовлечение зрителя в по- требление информации, рост интереса к ней, формирование у него не- обходимого настроя на восприятие именно той информации, которую
214 Раздел IV. Среда и формирование личности
ему «заготовили». Особенно это учитывается при решении пропаган- дистских задач;
• соответствие информации интересам, потребностям аудитории. В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в процесс ее потребления;
• эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя ин- формации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного зрителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место ярко выраженные негативные последствия. Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций. Особенно это можно на- блюдать при просмотре фильмов ужасов или комедий. Он усиливает и снижает фактор воздействия. За счет «взаимозаражения» люди в группе переживают более глубокие эмоции, но после прекращения информации в определенной степени легче вместе выходить из воз- никшего эмоционального состояния, особенно если в группе есть люди более сильные, способные его преодолевать.
Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета фильма (информации) и способствует усвоению предлагаемой реакции. Эмоциональное проявление героя фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрите- лем на уровне соответствующего опыта. Такое воздействие называ- ют «эмоциональной инфекцией». В основе этого лежит тот факт, что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведе- нии кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они актив- но имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и пос- тупки;
• создание эффекта достоверности предлагаемой информации. Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. С этой целью предлагаемая информация максимально приближается к действи- тельности. Чаще всего создается эффект реальности, используются
«достоверные» факты, либо на фоне действительно достоверных по- даются те, которые должны быть восприняты как таковые. Такой эф- фект создает у потребителя веру в предлагаемую информацию, жела- ние принять ее. Для усиления достоверности информации нередко приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторритету: «он не может врать»;
Глава 16. Социально-педагогические возможности СМ И 215
• идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ. Чело- век часто готов поверить правдоподобной информации, предлагаемой реально существующими людьми. Особенно это характерно для детей, которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его ра- дости и печали. Данный факт используется в СМИ довольно часто, когда хотят как можно дольше удерживать зрительское внимание. С этой целью у героя, который выступает в роли идентифицирующей личности, возникает проблема, решение которой откладывается до следующей встречи. Зритель (аудитория), желая получить наиболее полную интересующую его информацию, вновь обращается к источ- нику. В качестве информатора выступает наиболее авторитетная для аудитории личность и пр.;
• напряженное ожидание, формируемое содержанием информа- ции и способом ее представления, создает у аудитории нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ. Такое явление основано на эмоциональном сопереживании зрителей вместе с героем фильма. Сюжет, основанный на сложном, исключи- тельно трудном решении проблемы героя, вызывает у зрителей напря- жение (психологическое ожидание), требующее снятие (разрешение). Таким образом формируется нетерпеливое ожидание последующей встречи с героем, желание участвовать в решении его проблем. На этом эффекте строятся многие сериалы, многосерийные фильмы.
Так, телевизионные программы предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) и тем самым способст- вуют достижению соответствующего результата воздействия на лич- ность, группу (аудиторию) (См. табл. 1).
Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, устано- вочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последст- вия. В частности:
• поведенческиепоследствия. Образдеятельности, представленный СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он стано- вится ориентиром либо основой, определяющей его практическую де- ятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим по- рядком действий, представленным СМИ;
• установочные последствия. При определенныхусловиях под воз- действием СМИ у зрителя формируются соответствующие установ- ки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на отношения этого зрителя, его действия и поступки;
• когнитивные последствия. Под воздействием информации, пред- ставляемой СМИ, изменяются знания, мировоззрение зрителей. Это находит отражение в их информированности, суждениях;
|
Таблица 1
Эффекты, используемые (создаваемые) СМИ | Последствия влияния различных эффектов СМИ па аудиторию |
Актуальность информации | Интерес к информации, увлечение ею, осмысление, последующая востребованность, что усиливает ее влияние (действенность) |
Соответствие информации ин- тересам, потребностям аудито- рии | Активное потребление информации, предлагаемой СМИ |
Настрой зрителя на восприятие именно этой информации | Ожидание именно этой информации и потребление ее в той интерпретации, которую представляют СМИ |
Эмоциональная заразительность информационногосюжета | Постепенное вовлечение в сюжет информации и сопереживание ему, что усиливает эффект воз- действия на аудиторию |
Эффект достоверности. При- ближение предлагаемой инфор- мации к реальности, использо- вание «достоверных» фактов, их максимальное приближение к естественности | Формирование веры в предлагаемую информацию, принятие ее |
Представление информации наибо- лее авторитетным для аудитории | Авторитет лица действует на аудиторию внушающе. Человек верит авторитету: «Он не может врать» |
Идентификация зрителя с ли- цом, представленным СМИ | Человек, видя жизненно реальные ситуации, неред- ко мысленно (виртуально) проживает предлагаемые сюжеты, что усиливает эффект воздействия. Осо- бенно это характерно для детей, которые иденти- фицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печали |
Напряженное ожидание, форми- руемое содержанием информа- ции и способом её представле- ния | У аудитории возникает возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ |
• последствия, сказывающиеся на отношении человека креальной
жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно ин- тенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так на- зываемых «виртуальных» (не имеющих физического воплощения или отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей, образа жизни. Такой человек живет нереальными взглядами, идеями, ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя комфортно;
Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ 217
• психологические последствия. При просмотре различных психо- логических триллеров, фильмов ужасов и пр. у человека под воздей- ствием глубоких переживаний возникает возбуждение, страх и пр. Он долго не может уснуть, у него сохраняется видение того, что только что происходило на экране. У людей с нарушениями психики могут быть более сложные последствия;
• физиологические последствия. Информация, которая восприни- мается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменени- ям в организме. Такие последствия можно достаточно легко выявить. Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порно- графии можно оценить, измерив частоту сердцебиения, электрохими- ческие характеристики кожи, набухание пениса и пр. Просмотр филь- ма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения (см. табл. 2).
Таблица 2
Последствия воздействия СМИ | Сферы влияния СМИ |
Поведенческие последствия | Образ деятельности, представленный СМИ, выступает руководством для зрителя |
Установочные последствия | Соответствующие установки, существенно вли- яющие на отношения этого зрителя, его дей- ствия и поступки |
Когнитивные последствия | Изменения знаний, мировоззрения зрителей |
Последствия, отражающие отноше- ние человека к реальной жизни, ок- ружающим людям | «Виртуальные» (не имеющие физического во- площения или отличающиеся от реально су- ществующих) интересы, потребности, образ жизни |
Психологические последствия | Глубокие переживания, возбуждения, страхи и пр. |
Физиологические последствия | Например, сексуальное возбуждение под вли- янием просмотра порнографии |