Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
I. Роль учителя-координатора проекта
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:
· Консультирует,то есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду, выступая при этом в роли консультанта, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».
· Мотивирует,так как высокий уровень мотивации в деятельности является залогом успешной работы над проектом, вот почему во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
· Провоцирует,что выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности (т. к. минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта), не в указании в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов, а в том, что он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.
· Наблюдает,нацеливая учащихся на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся, с другой.
· Проводит консультации с участниками проектов:
● наблюдает за ходом проектной деятельности,
● руководит проектной деятельностью в рамках согласованного объекта исследования,
● планирует совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода,
● поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности,
● координирует внутригрупповую работу обучающихся.
II. Роль ученика
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Иными словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:
● не участвовать ни в одном из текущих проектов;
● участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
● в любой момент начать новый проект.
Оценивание проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном.
Прежде всего оцениваются сформированность универсальных учебных действий учащимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям. Прежде всего оцениваются сформированность универсальных учебных действий учащимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:
Презентация содержания работы самим учащимся | Качество защиты работы | Качество наглядного представления работы | Коммуникативные умения |
характеристика самим учащимся собственной деятельности («история моих открытий»); постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим учащимся работы и полученных результатов | четкость и ясность изложения задачи; убедительность рассуждений; последовательность в аргументации; логичность и оригинальность | использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации; качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе) | анализ учащимся поставленных перед ним вопросов другими учащимися, учителями, другими членами комиссии, выявление учащимся проблем в понимании разрешение возникших проблем; умение активно участвовать в дискуссии |
При описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовыйи повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев:
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регуля-тивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии;некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Комму-никация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Следует отметить, что ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление учащимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.В школе ежегодно проходит НПК «Защита проектов», на которой учащиеся не только представляют свои работы, но и дают им оценку. Оценивание проектов осуществляется на основе совокупного балла, полученного при самооценке, оценке учащихся, для которых была организована презентация и оценки жюри, в которое входят учащиеся, учителя и родители.
Таким образом можно сделать вывод, что учебно-исследовательская и проектная деятеьность занимают важное место в системе образования и его модернизации, обеспечивая за счет многообразия форм подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий.