Современные средства оценивания результатов обучения
В законе об образовании цель аттестации определяется соответствием содержательного уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения государственного образовательного стандарта.
Качество образования – адекватность состояния образовательной системы требованиям, предъявляемым к ней со стороны общества, государства, личности, эти требования отражаются в стандарте образования. Т.е. выделяют 2 качества: соответствующее стандартам и соответствующее запросам потребителя.
Качественной оценке подлежит:
- школьный менеджмент;
- достижения учащихся;
- качество учебного плана;
- эффективность работы педагогического коллектива как единой команды;
- школьная культура;
- психологический климат;
- образовательные ресурсы.
Процесс контроля это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны его правильная постановка способствует улучшению качества подготовки специалистов.
Различают несколько видов контроля:
Предварительный (входной). Цель – узнать уровень подготовки учащихся по вновь изучаемой теме. Выясняются фоновые или остаточные знания.
Текущий.
Тематический.
Рубежный. Выявление результатов в определенный этап обучения.
Итоговый. Оценка работы учащихся по итогам курса в целом.
Функции педагогического контроля:
- диагностическая;
- обучающая;
- воспитывающая (становление таких качеств как интерес к знаниям, навыки самоконтроля и самооценки, активность и чувство собственного достоинства);
- развивающая (так хороший развивающий эффект дают нестандартные задания с избыточными или недостающими данными, задания на перенос знаний или способа действий из одной сферы в другую).
Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты по практике. Такие методы контролирования успеваемости учащихся в настоящее время используют большинство учебных заведений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.
На современном этапе при оценке знаний используется такая форма контроля, как тестирование.
Тест – это стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для выявления индивидуальных психологических особенностей.
Отличительные черты тестирования:
жесткая регламентация процедуры;
стандартизация;
надежность и валидность теста.
Надежность теста применяется в 2х значениях: 1) тест должен быть внутренне согласованным, т.е. предполагается однородность заданий с точки зрения измеряемого качества; 2) нетестовая надежность – сходность результатов для каждого испытуемого при повторном тестировании.
Валидность теста – соответствие результатов тестирования изучаемому свойству. Т.е. валидность определяет, действительно ли измеряется то, что мы хотим измерить.
Существуют разные виды тестов:
А) по форме: групповые и индивидуальные, устные и письменные, бланковые и компьютерные.
Б) по содержанию: тесты интеллекта, способностей, личностные и тесты достижений.
В) по цели исследования: апперативное аттестационное исследование.
Г) по ведущей операции: тесты скорости, тесты результативности и мощности, смешанные тесты.
Д) по степени разнородности: гомогенные (имеющие одну шкалу) и гетерогенные (несколько шкал, определяющие разные индивидуальные свойства испытуемых).
Е) по форме вопросов: открытые, закрытые: альтернативные ответы (да или нет), ответы на восстановления соответствия элементов, ответы с вариантами выбора, исключение лишнего, аналогии, завершение последовательности элемента.
При тестировании учитывают возрастные особенности (дошкольники и младшие школьники, подростковый возраст, взрослые).
Вопрос.