Каждый пионер - организатор

Проанализировав опыт коллективного планирования в сэновских дружинах, мы пришли к нескольким выводам.

Прежде всего, обнаружилось, что одного желания пионеров сообща составлять план своей работы недостаточно для творческого участия каждого. Даже конкурс между звеньями на лучшие предложения нередко приводил лишь к тому, что ребята вспоминали и приспосабливали к новым условиям уже известные им дела, причем авторами предложений выступали в звене не все, а по традиции самые активные, остальные просто соглашались с их предложениями (к тому же сами предложения носили, как правило, общий характер: проведем сбор к такому-то празднику, устроим военную игру, организуем кукольный театр и т. п.); обстановка конкурса вызывала стремление назвать побольше дел, не очень задумываясь над их значением. На общем сборе отряда каждое звено добивалось прежде всего победы в конкурсе, а не принятия действительно лучших для всех решений. Нужно было учить ребят сообща думать, признавать правоту другого, с уважением выслушивать чужое мнение, сочетать свои интересы с общими, преодолевать привычку действовать по шаблону. Так мы пришли к пониманию необходимости теснейшего единства, взаимоподкрепления трех звеньев коллективной организаторской деятельности: планирования, обсуждения и оценки сделанного, участия каждого в повседневной организаторской работе, направленной на лучшее выполнение задуманного.

Размышляя на встречах сэновцев о том, как обеспечить такое единство, мы вновь обратились к опыту X А. Там создавались штабы - своеобразные центры коллективной подготовки конкретного дела (для контроля и обмена опытом, оказания своевременной помощи, совместного решения неотложных повседневных практических вопросов).

Творчески используя этот опыт, сэновцы стали создавать в отрядах и дружинах временные руководящие органы, названные нами советами дел. В каждый совет дела входили представители (1 - 2) всех звеньев (в дружине - отрядов); его председателем становился один из членов совета отряда (совета дружины), а комиссаром - кто-либо из старших товарищей-комсомольцев, знатоков и любителей именно таких дел. Друзьями-консультантами советов дел обычно были взрослые - педагоги, родные учащихся, выпускники школ. Успех дела определялся этим содружеством, в котором главную роль играли увлеченность, заинтересованность, знания и умения старшего.

В течение четверти в отряде выполнялось несколько дел, каждый пионер становился (по желанию!) членом хотя бы одного совета и организовывал это дело в своем звене как его ведущий участник. В остальных же делах он подчинялся товарищам по звену, входившим в другие советы.

Но и это средство вовлечения каждого в текущую организаторскую деятельность, при всех его достоинствах, не могло быть и не стало у нас единственным. Организацию наиболее ответственных постоянных общеотрядных дел брал на себя совет отряда.

Мы убедились также в том, что творческий характер организаторской деятельности определяется умением руководителей выдвигать проблемные вопросы-задачи, направляющие мысль и усилия ребят на главное. Вопрос о том, кому быть организатором дела, представляет одну из таких задач. Значение этого и других подобных вопросов становилось особенно ясным пионерам при обсуждении результатов работы. Так, уже на первых общих сборах выяснилось, что некоторые из намеченных дел были выполнены плохо прежде всего потому, что "не хватало времени". Это значило - и для пионеров, и для их старших товарищей,- что вопрос "когда сделать?" не чисто технический, второстепенный, его нельзя отделить от вопроса "что сделать?". И наши пионеры быстро (напоминая друг другу) научились и привыкли при подготовке своих предложений к плану думать о том, в какое время (в начале четверти, в ее середине или в конце, на какой именно неделе, к какому празднику, в субботу или в будничный день и т. п.) лучше (и почему лучше) проводить каждое из задуманных ими дел.

Решая этот вопрос, ребята быстро поняли, что можно успеть за короткое время сделать многое, если правильно распределить свои силы. В самом деле, почему надо всем браться за всё? В связи с этим возникал еще один вопрос-задача: кому лучше, целесообразнее участвовать в каждом из предлагаемых, планируемых дел? Одни, самые сложные, дела могли быть осуществлены только всеми звеньями - в отряде, всеми отрядами - в дружине. Другие лучше подготовить и провести (на выбор) силами отдельных звеньев или отрядов. Третьи - сводными объединениями добровольцев (по интересам) из всех звеньев (отрядов) и их старшими друзьями (например, операция "спектакль кукольного театра").

Многообразие ответов на вопрос о том, кому лучше участвовать, в свою очередь, давало новые возможности для творческого решения задачи: кому доверить руководство тем или иным делом? Если на общем сборе отряда или совета дружины приходили к мнению, что в данном деле могут участвовать не все, а только желающие, то для руководства тут же на сборе выбирался ведущий творческого объединения добровольцев: директор кукольного театра, командир похода, бригадир воскресника и т. п.

На собственном опыте пионеры убеждались в том, что успешное осуществление задуманного дела зависит прежде всего от повседневного руководства, что необдуманный выбор организаторов приводит порой к гибели самых увлекательных замыслов. Поэтому вопрос о том, кому лучше доверить руководство каждым делом - совету отряда (дружины), или специальному совету данного дела, или одному из звеньев (отрядов), или ведущему творческого объединения добровольцев, обсуждался особенно придирчиво, детально и всесторонне.

Самыми важными, исходными в этой серии вопросов-задач стали, однако, вопросы "что делать?" и "для кого делать?". Все остальное - кому лучше участвовать, когда и где лучше провести, кому доверить руководство - определялось в конечном счете гражданской значимостью дела. Быть организатором-коллективистом - значит вглядываться в окружающую жизнь, искать и находить в ней то, что надо и можно самому и вместе с товарищами делать для ее улучшения, на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям, строить перспективу по-настоящему нужных (а значит, по-настоящему интересных!) дел. Коллективное планирование оказывалось тем плодотворнее, тем успешнее (тем, следовательно, лучше учило), чем больше живого, конкретного материала (для сравнения, осмысления, выбора) приносили на сбор совета дружины (отрядный сбор) сами пионеры, чем больше они смогли увидеть, прочитать, услышать, готовясь к встрече. Поэтому нужно было еще настойчивее учить пионеров искать дела в самой жизни, знакомиться с опытом других коллективов, советоваться со взрослыми, чтобы точнее, продуманнее, успешнее строить перспективу своей практической заботы о людях.

Разведка дел и друзей

Но как научить этому каждого пионера? Ответ на этот вопрос сэновцы нашли в работах замечательных педагогов - вожатых 20-х гг., энтузиастов и теоретиков пионерской работы В. С. Хан-чина и В. Г. Яковлева. Разведка! Вот поистине волшебное средство коллективной организаторской деятельности. Подхватив идею своих учителей, мы посвятили этому не одну встречу. Какое название лучше: пионерская разведка или тимуровская? Но ведь пионеры идут в разведку вместе со своими старшими товарищами. А может быть, так: разведка дел и друзей по общему делу? Ведь так важно найти знающего, увлеченного человека, готового и умеющего заинтересовать своим увлечением других, передать им свой опыт в совместном деле. Как же организовать такую разведку, как успешнее всего раскрывать и использовать ее воспитательные возможности?

Разведка проводилась в два этапа. На первом - предварительном - старший пионервожатый и члены пионерского актива встречались с руководителями комсомольской организации шефского предприятия, воинской части, беседовали с работниками райкома комсомола, райсовета, ездили в подшефный сельский район, завязывали переписку с советами дружин других школ нашей страны, с комсомольскими организациями всесоюзных строек.

Эти совместные походы и рейды, в которых старший вожатый непосредственно действовал сам вместе с воспитанниками и впереди них как старший товарищ по общему поиску "дел государственного значения", стали отличной школой гражданственности, инициативы, целеустремленности. Материалами наблюдений, бесед, писем, статей, своими мыслями и предложениями активисты делились со всеми пионерами. Затем наступал этап массовой разведки. Члены совета дружины помогали каждому отряду и звену выбрать маршрут и вместе с ними шли на поиск интересных и полезных дел и друзей этих дел.

Сэновцы ввели постепенно целый ряд усовершенствований: дополнили серию проблемных задач для коллективного планирования вопросом: "С кем лучше провести это дело?", знакомили с результатами предварительной разведки классных руководителей (многие педагоги сразу же стали энтузиастами этого средства коллективной организаторской деятельности), составили - в соответствии с Законами юных пионеров - и постоянно дополняли рекомендательный список или карту возможных маршрутов поиска, стали использовать и текущую разведку. Пионеры каждого звена становились по очереди (на три дня или на неделю) разведчиками: искали и находили неотложные дела в школе и вне школы, а потом или сами выполняли эти дела, если позволяли условия ("разведка боем"), или вывешивали "молнии" на специальном стенде "Разведка сообщает":

"Строителям нужна наша помощь! Надо убрать мусор с площадки, расчистить двор".

"Ребята из VI А взялись выстирать 40 чехлов со стульев актового зала. Кто возьмет еще? Ждем добровольцев завтра на большой перемене в пионерской комнате".

"В Доме пионеров появились образцы новых игр и игрушек для октябрят..."

"В 321-й школе семиклассники вместе с комсомольцами проводят агитпоход. Приглашают нас принять участие. Подробности в VII А классе..."

А рядом с такими сообщениями обычно появлялись короткие рапорты звена разведчиков о том, кто откликнулся на их призывы и что было сделано.

Своеобразной формой разведки дел и друзей стали разработанные союзом энтузиастов встречи пионерских отрядов для обмена опытом, которые мы назвали смотрами дружбы. В один и тот же день каждый отряд (точнее, совет отряда) принимал у себя в гостях небольшие (2 - 3 человека) делегации остальных отрядов, рассказывал им о своей жизни, о самых интересных делах за год, а затем на общих отрядных сборах делегации докладывали своему отряду о том, что они узнали, что можно использовать из опыта товарищей в будущем учебном году...

Вместе и впереди

По мере того как нами накапливался и осмысливался опыт коллективной организаторской деятельности наших отрядов и дружин, все яснее становилась зависимость успеха общих дел от характера действий их воспитателей. Старший пионервожатый только тогда по-настоящему учил гражданскому отношению к окружающей жизни, если он сам был увлеченным руководителем поиска, проявляя дружескую заботу о каждом участнике: искренне интересовался наблюдениями и мыслями каждого; радовался, когда ребята отыскивали действительно нужные дела, были по-настоящему внимательными и заботливыми по отношению к людям, к которым приходили; не унывал при неудачах, поднимая настроение шуткой, мечтой, интересным рассказом. Тогда каждый активист начинал сам думать, всматривался в окружающую жизнь, вступал в спор о том, что и как лучше сделать, а главное - охотно вел свое звено в поиск, заботился о товарищах так же, как заботился о нем самом старший пионервожатый.

Старший вожатый действовал как ведущий участник общей заботы, занимал позицию старшего товарища пионеров в совместной организаторской деятельности. Именно поэтому и деятельность самих пионеров принимала характер творческой заботы об окружающих людях. Но было, к сожалению, и другое. Обсуждая случаи неудачной разведки, пассивности тех или иных пионеров, мы приходили к выводу, что корень зла - в "привычных" действиях вожатого. Он, даже если шел в разведку с пионерами и комсомольцами, не вел поиск вместе с ними и впереди них, он сам ничего не искал и не открывал (Зачем? Он-то уже заранее все знал), а решал и давал указания, куда идти, что смотреть, с кем и о чем говорить, наблюдал, контролировал, иногда подсказывал, хвалил или порицал, а в финале подводил итоги, давал оценку. Вожатый не был заинтересованным и равноправным участником общей организаторской заботы. Его действия были простой передачей пионерам и комсомольцам готового опыта и даже в новых условиях носили характер той же опеки или даже педагогического диктаторства. И поэтому ребята действовали как исполнители воли вожатого - активные или пассивные: думали неохотно (хотя вожатый требовал этого от них и упрекал в отсутствии инициативы!), не проявляли желания вести в такую разведку своих товарищей, а некоторые начинали играть понравившуюся им роль руководителя - "начальника".

Подобная же картина наблюдалась и на общих сборах, если воспитатель приходил на сбор с готовым перечнем того, что и как надо сделать (а не того, что можно сделать - на выбор для творческого применения), если он не подхватывал и не развивал предложения пионеров, а критиковал и отклонял их, заменяя своими, или сначала со стороны наблюдал, как выступают пионеры ("пусть выговорятся"), а затем выдвигал свой, заранее составленный план. Отношение этих педагогов к коллективной организаторской деятельности можно выразить так: "Коллективное планирование? Разведка? Общий сбор как высший орган? Да, это очень хорошо. Это очень нужно. Но ведь это деятельность самих пионеров, не так ли? Вот пусть они и планируют, ведут поиск, обсуждают сделанное. Это их самодеятельность. А педагоги должны давать указания, подсказывать, проверять, добиваться выполнения своих требований, осуждать нерадивых, поощрять добросовестных..."

Такая "руководящая" деятельность не становилась частью (ведущей) общей работы, общей заботы воспитателей и воспитанников, как и прежде, носила характер опеки над воспитанниками. "Коллективная организаторская деятельность" была понята и строилась как организаторская деятельность коллектива воспитанников, а не единого коллектива воспитателей и ребят как старших и младших товарищей. Самоуправление и педагогическое руководство им понимались односторонне: школьники управляют своей работой, а ими управляют педагоги.

Как показал наш опыт, эффективное педагогическое руководство не направляется "извне", "сверху" на деятельность воспитанников: оно - душа общей, прежде всего организаторской, заботы воспитанников и их старших товарищей. Как осуществляется эта забота? Что же входит в конкретную методику совместной коллективной организаторской деятельности, включающую все ее три звена: планирование, повседневную организаторскую работу, обсуждение и оценку сделанного?

Коллективное планирование:

общий сбор (общее собрание, слет делегатов) - "старт", на котором составляется план общего дела или целого периода жизни (с помощью вопросов-задач типа: что и для кого сделаем? Когда? Где? Кому лучше участвовать? С кем вместе сделать? Кто будет ведущим?);

конкурс на лучшие предложения по плану, на лучший проект дела;

анкеты предложений (Что ты хотел бы сделать? Для кого? И т. п.);

разведка дел и друзей - предварительная и массовая (по таким, например, маршрутам, как "Класс", "Библиотека", "Малыши", "Микрорайон", "Родная природа", "Далекие друзья");

"молнии" с предложениями к плану (для обсуждения).

Текущая организаторская деятельность:

работа советов отряда, дружины, бюро ВЛКСМ класса;

работа советов дел (из представителей всех первичных коллективов и друзей дела);

работа командиров сводных объединений добровольцев;

текущая разведка дел и друзей;

работа (по очереди) классных коллективов в качестве дежурного отряда для контроля за выполнением плана общих дел;

десант совета коллектива (например, совета дружины и комсомольцев) в отстающие классные коллективы для совместной ударной работы, обучения на собственном опыте;

"молнии", стенные, радио-, фото-, световые, "живые" газеты, посвященные ходу выполнения плана;

общий сбор (общее собрание) "по тревоге", на котором обсуждаются экстренные вопросы текущей жизни;

смотры дружбы между классными и школьными коллективами для взаимного контроля, оценки работы, обмена опытом;

чередование творческих поручений микроколлективам, каждый из которых по очереди, в течение одной или двух недель, организует и осуществляет один из видов повседневной заботы о своем классе и окружающей жизни ("хозяева класса" или "вахтенные", "друзья книги", "затейники", "газетчики" - выпуск стенной газеты, "физорги", "цветоводы" или "друзья природы", "журналисты" - выпуск устного журнала, "мудрейшие" или "смекалистые" - выпуск ребусника или проведение викторины и т. д.).

Коллективное обсуждение и оценка сделанного:

общий сбор (общее собрание) - "огонек", на котором (сначала по первичным коллективам, а потом сообща) обсуждаются итоги проведения дела или периода жизни (по вопросам-задачам такого типа: что нам удалось и почему? Что не получилось и почему? Какие уроки извлечем

на будущее?);

анкеты оценки (Что больше всего понравилось? Почему? Чему научились? Чему и кого научил сам? И т. п.);

"молнии", стенные, радио-, фото-, световые, "живые" газеты, посвященные итогам сделанного;

линейки с творческими рапортами;

общий сбор (общее собрание, слет дружины), в том числе отчетно-перевыборный, на котором сначала по первичным коллективам (или классам), а затем сообща обсуждаются итоги жизни в истекшем периоде и составляется план дел на новый период.

Итак, в этом нашем опыте, который полностью опирался на педагогическое наследие А. С. Макаренко и его соратников, складывалась современная методика коллективной организаторской деятельности. Ответ на вопрос, как воспитывать коллективистов, становился все более конкретным и полным. Но открывались новые глубины, и многое, очень многое еще предстояло найти.

Наши рекомендации