Отражение жизни народа в игровой культуре
(фрагмент ВКР Трифоновой К.Ю. «Народная игровая культура как средство воспитания подрастающего поколения»)
…Народная игровая культура представляет нам весьма широкое поле для исследования. Прежде всего, мы считаем важным выявить те сферы жизни народа, с традициями которых мы можем познакомиться через элементы народной игровой культуры.
Во-первых, ярко бросается в глаза природосообразность игр, т.е. можно говорить об отражении в народной игровой культуре тех природных условий, в которых живет и трудится народ. С.В. Григорьев и Л.Н. Долганова, например, исследовали игровую активность популярную в лесном краю. Они обнаружили, что наиболее популярной там является игровая деятельность, связанная с палками, жердями, щепками и деревянными чурками. Исследователи народной игровой культуры народов, живущих в степи, И.У. Самбу и Х.Д. –Н. Ооржака говорят о разнообразности состязаний на лошадях, а также игр, требующих просторных ровных площадок для бега. В горных районах наиболее значима деятельность, связанная с умением преодолевать горные склоны и спускаться с них, метания, переноска тяжестей, всевозможные прыжки.
Следующим важным аспектом, отражаемым в народной игровой культуре, являются виды и особенности труда, характерные среди этого народа. Могут быть как игровые состязания в каком-либо отдельном виде труда, так и песенные, сказательные или стихотворные отражения существующих или существовавших видов труда у данного народа. В качестве примера можно привести русские хороводы «Посею лебеду на берегу», «Пахал мужик огород» (Пахал мужик огород (2раза) Огород, огород, ходи браво, ступай смело, говори, что огород) или отдельные строки хороводных игр «Просо» и «Лен». Отражения деятельности народа также можно заметить и в названиях игр «Бурлаки», «Скоморохи» и другие.
Прошедшие через века традиционные народные игры доносят до нас старинные обычаи и элементы обрядов, мы можем заметить это в таких русских играх, как «Золотые ворота», «Горелки», «Каравай» и «Малечина-калечина». Например, в игре «Малечина-калечина» ярко показаны святочные обычаи, а в тексте хороводной игры «Вечёр девку сговорили» рассказывается о сватанье невесты в русских народных традициях.
Важным является и факт отражения в народной игровой культуре религиозных представлений разных народов. Прежде всего, исследователи отмечают разницу влияний со стороны отдельных религий: христианства, мусульманства, буддизма и т.д. Ещё ученые отмечают, что во многих традиционных народных играх и обрядах сохранились яркие следы язычества. Ярче всего религиозные представления отражены в различных заговорах, таких как: «ехал Христос по мосту, наступил на тресту, треста переломилась у рабы Божьей (такой-то) кровь остановилась.». В то же время религия представлена в разнообразных духовных стихах, даже в детских песенках, например, в детской веснянке: Дождик-дождик перестань, я поеду на Иордань — Богу молиться, Христу поклониться.
Далее можно заметить, что немаловажным является и отражение в народной игровой культуре самобытности облика народа, его характера. Безусловно, что все народы чтят общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки, целеустремленности и верности слову. Но проявляется это у каждого народа в своих своеобразных сочетаниях. Хочется упомянуть, что, к примеру, А.Н. Кульгускин, занимавшийся исследованием игр народа Карелии, отмечает, что там особенно ценятся неутомимость и выдержка. Таким образом, песни и сказания складываются именно об этих качествах личности и в их играх преобладают метание на дальность и в цель, длительный бег и различные испытания на выносливость. Русские же игры чаще всего называются исследователями (Е.А. Покровский и др) «молодецкими», «удалыми», что свидетельствует о русском характере.
И последним аспектом, отраженным в народной игровой культуре и заслуживающим нашего внимания, по нашему мнению, является народный язык. Песни, считалки, скороговорки, припевки, дразнилки и приговорки рассказывают нам об особенностях родного языка и о его развитии. Например, те же элементарные названия хороводных игр укажут нам на языковые характеристики: «Ты зоря ль моя, зоренька», «Как по травке, по муравке», «Собирайтесь девицы, собирайтесь, красные» и многие другие.