Отражение жизни народа и его отношение к власти

Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия получили название социально-бытовых. В этом типе сказок хорошо развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые.

Бытовая (сатирическая) сказканаиболее близка к повседнев­ной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одоб­рение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко вы­ражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п. Даже когда кажется, что герои просто потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполне­ны значительным смыслом, связаны с важными сторонами жиз­ни человека.

Постоянными героями сатирических сказок выступают «про­стые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» — богатым или знатным человеком. В отличие от ге­роев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества спра­ведливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя харак­терные черты жизни народа и его отношения к власть предержа­щим, в частности к судьям, чиновникам. Все это, конечно, пере­давалось и маленьким слушателям, которые проникались здоро­вым народным юмором сказителя. Сказки такого рода содержат «витамин смеха», помогающий простому человеку сохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы-чиновники, неправед­ные судьи, скупые богачи, высокомерные вельможи.

В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор пер­сонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недо­статков.

Порой в сказку вводится такой специфический элемент дет­ского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расста­новке предметов и явлений. В сказке перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смеше­ние и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу воз­можность и посмеяться, и подумать.

Обобщающая таблица

«Жанровые разновидности русских народных сказок»

  СКАЗКА
АНИМАЛИСТИЧЕСКАЯ (о животных) ВОЛШЕБНАЯ БЫТОВАЯ (сатирическая)
ТЕМА - защита слабых и обиженных; - осмеяние негативных черт характера - борьба со злом - борьба с социальной несправедливостью; - осмеяние людских пороков (лень, глупость, упрямство).  
ЧЕМУ УЧАТ - справедливости; - отзывчивости; - основам морали и этики   - доброте, - отзывчивости, - справедливости - хитрости, - находчивости, - юмору
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СКАЗКИ - бытовое; - переосмысленное бытовое (варежка = теремок) - волшебное (Тридесятое царство), - наличие волшебных предметов (ковер-самолет, гусли-самогуды, молодильные яблочки)   - бытовое
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВ ПЕРСОНАЖЕЙ, ГЛАВНОГО ГЕРОЯ - каждый герой воплощает в себе одно качество (лиса — хитрость, волк – жадность, глупость, заяц – трусость) - Герои делятся на: 1) злодеев, 2) страдальцев, 3) заступников, 4) их помощников   - главный герой – воплощение высших моральных качеств: смелости, честности, доброты; идеальный образец для подражания; - положительные герои красивы, отрицательные безобразны - главный герой находчив и хитер; - отрицательные персонажи глупы и наивны.
ГЕРОЙ - животные, наделенные человеческими чертами, проживающие жизнь человека   в основе образов прием антропоморфизма (перенос на животных присущих человеку психических свойств и черт характера) - былинный тип главного героя (Иван-царевич, Царевна-Лягушка, Василиса Премудрая, Царь-девица, Марья-Моревна); - наличие у героя помощников (Сивка-бурка, Старичок-Боровичок, серый волк)   - простой человек (солдат, мужик, баба); - животное, наделенное чертами человека; - абстрактное понятие (Горе-Злосчастье, Правда и Кривда)
АНТИГЕРОЙ - персонаж, наделенный негативной чертой характера - злодеи (Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный) - лицо высшее по социальному статусу, притеснитель (царь, поп, барин)
ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА - конфликты отражают реальные жизненные отношения людей - наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы) - в основе сюжета - необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений; - имеет место чудесное допущение, в основе которого гипербола: герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным; - вместо волшебства используется смекалка; - реализм условен (реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение)
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И СЮЖЕТА - невелики по объему, - просты по композиции, одна сюжетная линия; - быстродействие: сюжет развивается стремительно, наблюдается обилие глаголов;   - широкое использование диалогов;   - повторяющиеся эпизоды, кумулятивность (Теремок, Колобок, Курочка Ряба); - включение в текст малых фольклорных форм: песенок, прибауток и т. п. (Колобок, Волк и семеро козлят) - большие по объему (у главного героя длинный и тернистый путь, часто встречается образ разветвления дороги), - осложнённая композиция, несколько сюжетных линий (сказка охватывает достаточно продолжительный период жизни героя).   - описание доминирует над диалогом;   - наличие присказок (долго ли, коротко ли…): 1) традиционных зачинов (в некотором царстве, в некотором государстве…), 2) концовок (и я там был и мед я пил) - часты троекратные повторы (три раза герой бьется со змеем; проходит через три царства: медное, сереб­ряное, золотое; три брата три раза ходят ловить жар-птицу). - невелики по объему, - просты по композиции, - одна сюжетная линия; - сюжет развивается стремительно, наблюдается обилие глаголов;   - широкое использование диалога;  
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА - суженный набор изобразительно-выразительных средств (гипербола, литота, эпитеты) - расширенный набор изобразительно-выразительных средств (многочисленны эпитеты, метафоры) - в основе сюжета - понятный ребенку юмор, гипербола  

Наши рекомендации