Технологии для создания информационной образовательной среды (на примере MOODLE)
Система электронного образования – это сложный комплекс программ и решений, часть которых расположена на сервере, а часть – на компьютерах обучаемых. Передача данных между сервером и обучаемым осуществляется через сеть Интернет. Сервер обычно находится в образовательном учреждении и хранит в себе всю информацию о читаемых курсах, расписание, справочные материалы, оценки студентов и другую информацию, относящуюся к учебному процессу.
На сегодняшний день в мире существует значительное число платформ для организации электронного обучения. Изначально они появились в США, а в последнее десятилетие активно разрабатываются и внедряются и в России.
Существующие программы управления учебным курсом делятся на две большие категории: с закрытым кодом (коммерческие) и открытым кодом (распространяются бесплатно). Последние называют «open source решения». Их отличительной особенностью является то, что исходные коды этих программ открыты для пользователей и допускают любые исправления, модификацию и дополнения. Согласно лицензии, по которой распространяются эти продукты, они совершенно бесплатны и таковыми останутся.
На сегодняшний день существуют несколько десятков платформ электронного обучения, построенных по принципу открытых источников. В сравнении с коммерческими продуктами у open source продуктов есть свои преимущества и недостатки. Приобретя коммерческий продукт какой-либо компании, пользователь привязан к ней на весь цикл его использования. Если в процессе использования обнаружится какая-либо ошибка или будут необходимы новые функциональные возможности, все это будет зависеть только от компании-разработчика. Использование open source решений позволяет обратиться в альтернативные службы поддержки продукта, либо поддерживать его самостоятельно. При этом реализацию дополнительного функционала можно заказать у сторонней организации, ведь исходные коды системы и принципы ее работы доступны всем бесплатно. В свою очередь, программные продукты с открытым кодом обычно создаются независимыми разработчиками, а не компаниями, поэтому они не несут никакой ответственности за их работу. Кроме этого, никто не сможет гарантировать продолжение разработки, раз оно бесплатно. Однако вокруг open source решений, таких как Moodle, сформировалось огромное устойчивое сообщество, которое занимается ее дальнейшей разработкой и поддержкой, и продолжит разработку, даже если основной разработчик прекратит развитие продукта.
Пользователи сравнивают технологии создания образовательной среды, или платформы для организации электронного обучения, по нескольким параметрам, таким, как инструменты управления учебным курсом, возможности администрирования, технические аспекты, возможности адаптации, удобство использования, управление данными пользователя, объекты, обучения и средства общения. Согласно ряду исследований единоличным лидером является среда Moodle.
Название «Moodle» является аббревиатурой словосочетания «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) и представляет собой автоматизированную, основанную на компьютерных и Интернет-технологиях, систему управления обучением (СУО). Первая версия Moodle 1.0 была разработана Мартином Доугиамасом (Martin Dougiamas), преподавателем университета Пэрт (Perth), Австралия, и введена в эксплуатацию в августе 2002 года.
Несмотря на то, что система Moodle изначально была ориентирована на университетское образование, впоследствии она успешно использовалась также для организации как довузовского (школьного), так и послевузовского (корпоративного) обучения. На сегодняшний день имеются более 50000 зарегистрированных инсталляций платформы Moodle в более, чем 200 странах, она переведена на 78 языков. Около 2 миллионов преподавателей по всему миру используют Moodle для обучения более 25 миллионов студентов.
Moodle, как любая другая система управления обучением, является веб-приложением, расположенным на сервере и доступ к нему осуществляется через браузер. Сервер обычно расположен в здании университета или факультета, но он может находиться в любом другом месте.
Программные коды Moodle относятся к числу открытых источников (open source) из чего вытекает две важные особенности:
1. Открытость кодов означает, что каждый пользователь имеет доступ к исходному тексту программы, может проконтролировать работу любых ее частей, исправить ошибки, дорабатывать и дальше развивать эту систему. В настоящее время более 150 разработчиков из разных стран зарегистрированы в системе с правом вносить изменения в официальную версию программы.
2. В отличие от достаточно дорогих коммерческих СУО, требующих приобретения лицензий и контрактов по поддержке, Moodle может быть загружен и инсталлирован бесплатно с сайта http://www.moodle.org. При этом нет никаких ограничений ни на число инсталляций, ни на число пользователей и т.д. И хотя система располагает практически всем набором образовательных инструментов, при наличии грамотных программистов она может быть доработана дальше, чтобы учесть более тонкие особенности образовательного учреждения.
Большинство коммерческих СУО созданы компьютерными инженерами как системы инструментов для организации образовательного курса. В отличие от этих разработок, Moodle является более ориентированным на само обучение. Главный упор в нем делается не столько на доставку учебной информации, сколько на ее активное обсуждение, конструирование знаний самими обучающимися.
В своей основе, СУО дает преподавателю возможность создать веб-сайт курса и управлять доступом к нему таким образом, чтобы только записавшиеся на курс студенты имели возможность просматривать его.
Кроме контроля доступа, СУО предоставляет широкий набор инструментов, которые сделают учебный курс более эффективным.
Загрузка материалов.Большинство СУО имеют средства для простой публикации материалов курса. Вместо использования HTML редактора и загрузки файлов на сервер через FTP в СУО просто используется веб-форма для сохранения материала на сервере. По своему усмотрению преподаватель загружает на сервер планы своих курсов, заметки к лекциям, дополнительные задания для чтения, чтобы обучающиеся могли использовать их в любой удобный момент.
Онлайн тесты.Возможность размещения онлайн тестов в материалах учебного курса, позволяет получить оценку сразу, как только на вопросы будет дан ответ. Таким образом, они являются эффективным средством для оперативной проверки преподавателем и студентами текущего уровня освоения материала.
Сбор и проверка заданий.Размещение и прием заданий онлайн, значительно упрощает процедуру текущего контроля – оценки отслеживаются автоматически. Кроме этого, средствами Moodle можно организовать кросс-рецензирование заданий с анонимным оцениванием работ студентов друг другом, что позволяет увеличить мотивацию и эффективность обучения.
Контроль успеваемости.Онлайн-вариант журнала контроля успеваемости позволяет студентам видеть свой прогресс в освоении курса. При этом доступ легко организовать так, чтобы студент видел только свои оценки и не знал об оценках сокурсников.
Форумы и чаты.Форумы и чаты предоставляют для зарегистрированных участников курса средства коммуникации за пределами учебных аудиторий. Форумы дают студентам больше времени на обдумывание и формулирование ответов, позволяя организовать более глубокие обсуждения изучаемого материала. С другой стороны, чаты позволяют организовать легкое и быстрое общение студентов друг с другом (например, для обсуждения совместного проекта) и преподавателем, независимо от того, где они находятся. Чаты можно использовать для различных целей – от анонса курсов, изменениях в расписании, вплоть до проведения самого занятия в режиме чата.
Приложение оснащено справочной системой, что позволяет преподавателю и студенту самостоятельно расширять набор используемых инструментов. Кроме того, в сети Интернет в свободном доступе представлено значительное число руководств для пользователей, подготовленных коллективами авторов из высших учебных заведений различных стран, в том числе на русском языке.
Все перечисленное делает MOODLE одним из наиболее популярных инструментов для создания информационной образовательной среды в вузах.